"У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкций. Рабочая группа успешно работает, ведутся регулярные консультации с Европейской комиссией и с администрацией США". Это вчерашнее заявление министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди почему-то сильно разозлило очень многих в России. Заговорили о предательстве, о присоединении Казахстана к западной санкционной коалиции, о черной неблагодарности в ответ на спасение режима президента Токаева от январских мятежников, и т.д.
Но ведь Тлеуберди ничего нового не сказал. Еще в июне президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу «Россия 24» говорил: «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики».
Вместе с тем «Казахстан ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств». «Это было бы неправильно, это было бы, в конце концов, неоправданно с точки зрения перспективы», — утверждал Токаев.
По его словам, Казахстан взаимодействует с российским правительством «в учащенном ритме» и пытается выстроить формат взаимодействия, который не предполагает нарушения санкционного режима. «Идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением между Сциллой и Харибдой... Ситуация уникальная. Никто не мог ожидать, что мы будем жить именно в этой реальности», — сокрушался президент. При этом, говоря на ПМЭФ о ДНР и ЛНР, Токаев назвал их квазигосударствами, которые Казахстан не намерен признавать.
В апреле помощник президента Казахстана Тимур Сулейменов говорил, что «Казахстан не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза». «Хотя мы и входим в экономический союз с Россией и Белоруссией, мы также являемся частью международного сообщества», — сказал Сулейменов. Чтобы не попасть под вторичные санкции, пообещал он, «мы сделаем все возможное, чтобы контролировать санкционные товары, мы сделаем все, чтобы контролировать инвестиции от попавших в санкционные списки граждан и компаний».
Мультивекторные метания
Отталкиваясь от свежего заявления Тлеуберди, авторы авторитетного телеграм-канала BRIEF предположили, что ОДКБ доживает последние месяцы. «Выход из ОДКБ Токаев обсуждал во время недавнего приезда в Сочи. Но не как временный выход, а как полноценную денонсацию соглашения и отзыв подписи. Свои варианты он предложил, гарантии безопасности русскоязычных людей готов подписать. ОДКБ может резко свернуть свою деятельность в ближайшее время. … В октябре Казахстан посетит глава МИ-6, потом Лиз Трасс. Таможенный союз может прекратить своё существование в 2023 году, однако уже сейчас он фактически не работает».
При желании и начавшуюся в Казахстане президентскую кампанию тоже можно трактовать как антироссийскую. Среди лозунгов Токаева есть, в частности, такие:
- ограничить президентский мандат одним сроком в семь лет и запретить переизбрание;
- отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на счета детей до достижения ими 18 лет;
- зафиксировать до 2028 года планку пенсионного возраста для женщин на уровне 61 года.
Но на самом деле в действиях и заявлениях постназарбаевских политиков нет ничего принципиально нового. «Казахстан всегда был образцом мультивекторности внешней политики на постсоветском пространстве. Всем странам Центральной Азии предлагалось смотреть, как Казахстан балансирует между большими державами и ему удается дружить одновременно и с Россией, и с Китаем, и с Западом», — говорил в интервью РБК научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров.
Казахстан – не лодочка, отдрейфовать от России при всем желании не получится. Более 21% совокупного внешнего товарооборота Казахстана приходится на нашу страну. Нефть составляет более 63% всего казахстанского экспорта. При этом две трети ее транспортируется через территорию России по КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Некоторое время назад Казахстан предлагал увеличить поставки своей нефти в Европу для замены российской. После чего суд Новороссийска приостановил работу морского терминала КТК на 30 суток для устранения экологических нарушений. Другой суд скоро восстановил работу терминала, но все всё поняли.
Вторым по значимости экономическим партнером Казахстана является Китай. Хотя структура экспорта-импорта в этих отношениях уступает по качеству российско-казахским связям, не удивимся, если по итогам года Поднебесная вырвется в лидеры. Перед тем, как приехать в Самарканд на заседание ШОС, председатель Си нанес визит Токаеву. И сделал там вчера ряд интересных заявлений.
«Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, твердо поддерживать проводимые Вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела Вашей страны. … Мы вывели двусторонние отношения на уровень вечного всестороннего стратегического партнерства, которое не имеет аналогов в китайской дипломатии, добившись их прорывного развития. Сегодня казахско-китайские отношения вышли на новый исторический старт", - сказал Си Цзиньпин.
Интересно, от кого исходит гипотетическая угроза «независимости, суверенитету и территориальной целостности» Казахстана? Наверное, от Брюсселя и Вашингтона. Не от Киргизии же.
«Хельсинкский дух»
Может, глава МИ-6 и приедет в Астану в октябре. Мы точно не знаем, Джеймс Бонд свое расписание не афиширует. Но вот Тлеуберди вчера сообщил о готовящемся визите президента Путина. "Президент России приедет в Казахстан для участия в совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Также планируется проведение Совета глав государств СНГ. Мы ожидаем, что президент России примет участие. В середине октября. Мы ожидаем официального подтверждения", — сказал он.
Интересно, что это сообщение прозвучало на том же мероприятии, где министр говорил о координации санкционной политики с Европой и США. Называется оно VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Туда еще Папа Римский приехал, который, в свою очередь, сказал:
«Пора научиться не усугублять вражду и прекратить усиливать противостоящие друг другу блоки. Нам нужны лидеры, которые на международном уровне могли бы способствовать взаимопониманию и диалогу между народами и возродить «хельсинкский дух», стремление укреплять мультилатерализм, строить более стабильный и спокойный мир, заботясь о новых поколениях».
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO