Илон Маск смеется над Зеленским, еврочиновники мечтают о ЕС от Лиссабона до Луганска, а американский конгресс выносит за скобки военную помощь Украине. И в какую логику укладываются все эти одновременные события?
Мы уже писали о вчерашнем обмене ядовитыми шутками между Маском и Киевом. Но ведь это не первый случай, когда высказывания и действия популярного миллиардера вызывали недовольство у украинских властей. Достаточно вспомнить историю с отключением системы спутниковой связи Старлинк при осуществлении украинской атаки на Крым, отказ удалить из соцсети Х резкий твит Дмитрия Медведева о скором исчезновении не нужной ни Америке, ни Европе, ни России Украины. Маск в свое время говорил, что считает Крым российской землей, лишь по ошибке Хрущева оказавшейся на Украине, и всегда высоко ценил заслуги России в космической сфере. Еще одно-два высказываний в этом роде, и на Украине его внесут в какую-нибудь базу врагов демократии и свободы. Туда же могут добавить и тех конгрессменов, которые не включили помощь Киеву в рамки бюджета страны, а вот лидеров Европейского Союза, вчера организовавших свое выездное заседание в Киеве, внесут в какой-нибудь премиальный список друзей демократии и свободы. Жозеп Боррель там заявил, что целью встречи было продемонстрировать солидарность с Украиной и украинским народом, и что Евросоюз должен исходить из понимания нынешнего конфликта как экзистенциальной грозы для него самого. Глава МИД ФРГ Анналена Бербок добавила: «Будущее Украины в ЕС, в нашем сообществе свободы. И скоро оно распространится от Лиссабона до Луганска».
Изображение
сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
В официальной Москве довольно скептически смотрят на все эти эмоциональные качели. Дмитрий Песков назвал вчера временным явлением приостановку финансирования Украины в рамках американского бюджетного процесса. Для нынешнего западного политикума ослабление поддержки Киева немыслимо. Financial Times пишет сегодня: «Антиукраинские течения в западной политике не стоит преувеличивать. Немногочисленные ультраправые республиканцы в Конгрессе являются исключением. Партия Роберта Фицо «Смер» получила лишь 23% голосов в Словакии». А вот и арифметика от обозревателя New York Times Пола Кругмана: «Помощь Украине составляет менее 1% от федеральных расходов США и менее 0,3% от ВВП».
Но это общая картина, а дьявол в деталях. Politico со ссылкой на некоего высокопоставленного еврочиновника пишет, что страны ЕС больше не могут поставлять Киеву вооружения из собственных запасов без угрозы безопасности. Американский чиновник подтвердил изданию, что европейские запасы вооружений «иссыхают в промышленных масштабах после 18 месяцев интенсивных боевых действий». Да и у Пентагона «деньги на пополнение собственных запасов стремительно заканчиваются».
На этом фоне в странах Запада все чаще прорезаются робкие невосторженные голоса. Маск не один такой диссидент, просто он богат, популярен и влиятелен. Его лучше слышно, хотя ничего уж такого революционного он не говорит. Но на нынешнем воспаленном фоне любое взвешенное мнение кажется подвигом. И хотя очевидно, что эти ростки здравомыслия и объективности не приведут пока к смене курса, для нас в России это напоминание о том, что на Западе у нас не только враги. Там есть не только урсулы и жозепы, но и илоны. Вот об этом, и о других смыслах в выступлениях некоторых западных спикеров сегодня размышляют эксперты PublicO.