18 марта Ассоциация менеджеров провела онлайн-заседание отраслевой Комиссии по туризму и гостиничному бизнесу: "Отрасль туризма и гостиничного бизнеса: актуальное". Участниками и спикерами дискуссии выступили: Венера Ровенская, руководитель Big Data в туризме, МТС.путешествия; Александр Сирченко, заместитель генерального директора, FUN&SUN; Ирина Осадчая, заместитель генерального директора по коммуникационным проектам, Национальные приоритеты; Ольга Филлипенкова, директор по стратегическому развитию туристических дестинаций курорта, Красная Поляна. Модератором встречи выступила Инна Пехова, сопредседатель Комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров, основатель Международного центра креативного гостеприимства.
Внутренний туризм как тренд
В нынешних санкционных условиях гостиничный бизнес и сфера туризма столкнулись с закономерными сложностями и вошли в состояние неопределенности. Грядущие ограничения, связанные с разного рода поездками за границу создают необходимость интенсивного развития туризма внутри страны.
На заседании "Отрасль туризма и гостиничного бизнеса: актуальное" ведущие специалисты отрасли обсудили и проанализировали наиболее актуальные и перспективные меры, необходимые российскому бизнесу для поддержания интереса аудитории к отдыху внутри страны. Отмечена важность формирования так называемого "чек-листа", благодаря которому можно будет планировать комфортные и приносящие удовольствие поездки в обозримом будущем.
Первое слово на старте заседания взяла сопредседатель Комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров Инна Пехова.
"У всех сейчас время возможностей, их стало больше, чем было в ковид, факт. Конечно, нам тяжелее, тут спора нет, и мы все очень переживаем. В нашем случае необходимо опять, как всегда, держаться вместе, быть единомышленниками. Сейчас - время создавать свой продукт, свой туризм, свои гостиницы. И сейчас мы как раз обсудим, что происходит в нашей отрасли, какие тренды и по каким направлениям. Выступления спикеров будут очень актуальными - тут абсолютно новый срез того, что мы хотели бы внести на рынок", - сказала Инна Пехова в начале трансляции.
Эксперт отметила, что в отрасли туристического и гостиничного бизнеса сейчас создаются разного рода меры поддержки, в частности от Ростуризма. Активно работает Экспертный совет по туризму при Государственной Думе. Созданы профильные комитеты по разным направлениям, в которые входят многие направления бизнеса - культурно-исторический, гостиничный, аналитика, а также внешние, международные направления индустрии.
Господдержка туризма в России
На минувшей неделе, по словам директора по стратегическому развитию туристических дестинаций курорта Красная Поляна Ольги Филлипенковой, прошли заседания, на которых ежедневно обсуждались меры поддержки и текущая ситуация в туристической сфере. Как говорит эксперт, внимания, подобного сегодняшнему, к сфере туризма в стране не было никогда. Возможности, появившиеся у специалистов в данной отрасли, практически ничем не ограничены, поскольку государство как никогда заинтересовано в создании всех возможных условий для развития внутреннего туризма.
Кроме прочего, Экспертным туристическим Советом при Госдуме разработаны и уже приняты необходимые законы, помогающие гостиничному и туристическому бизнесу России двигаться вперёд, поэтому интересной интенсивной работы у профи в ближайшем будущем достаточно много.
"Мы сейчас активнейшим образом принимаем все предложения и срезы по бизнесу. И вот моё обращение к коллегам: друзья, если есть какие-то идеи, опять же, программы, которые вы хотели бы реализовать, и вы видите, как это технически и практически сделать, мы будем очень рады собрать ваши мнения, собрать ваши проекты проработанные, и предложить их в ту или иную структуру. Потому что сейчас действительно время сплочения, и нужно обязательно действовать вместе, потому что возможности у нас большие есть. Туристический бизнес сегодня делает акценты на быстро возводимые конструкции, чтобы к лету у нас уже были готовы места размещения, и туристы могли путешествовать по России в полной мере, как это возможно по нынешним меркам", - сообщила Ольга Филлипенкова.
Отельный бизнес и туристические тенденции
Специалист добавила информацию по ситуации с отелями. На данный момент времени, по словам Филлипенковой, "срез" не самый радужный из-за приостановки работы девелоперских проектов международных сетей. Новые проекты действительно приостановлены, поэтому многие отельеры сейчас в срочном порядке перестраивают собственные планы и стратегические задачи в соответствии с ситуацией, включающей санкционные меры в сторону России. Большинство владельцев гостиниц занимаются ребрендингом, особенно это касается крупных сетевых отелей.
В наиболее выгодном положении находятся владельцы независимых, небольших гостиниц. Филлипенкова отметила, что сегодня у всех представителей отельной индустрии настали нелёгкие времена - в гостиницах Москвы загрузка небольшая, а корпоративные партнёры уходят с рынка, либо приостанавливают деятельность в России. Сложности у владельцев отельного бизнеса возникают также из-за увеличения цен на продукты и на многие услуги, поддерживающие данную сферу, потому средняя цена за номер отеля будет расти, что, по словам эксперта, не очень хорошо, однако - "такое время". В целях предупреждения резкого роста цен на возможность проживания в отелях, Ольга Филлипенкова предложила своим коллегам, в частности присутствующим на заседании спикерам, начать разрабатывать оптимальные "безболезненные" решения и по продуктам, и по прочим повесткам.
"Сейчас прекрасное время, и чем быстрее мы предложим наши новые решения, тем проще и доступнее будет наш отдых. Какие тенденции? Тенденции выявила недавняя выставка, где были выявлены очень интересные программы. Север - очень интересный был стенд, Таймыр. программы безумно интересные. Самолёты есть, авиа летать можно, поэтому нам всем надо переориентироваться на наши регионы", - подытожила своё выступление директор по стратегическому развитию туристических дестинаций курорта Красная Поляна.
Кризис - время новых решений
Заместитель генерального директора компании FUN&SUN Александра Сирченко рассказал о том, что творится на текущий момент времени "на кухне" российского туризма. Во многом он был солидарен со словами Ольги Филлипенковой.
"Прошедшие недавно выставки наглядно показали, что туризм не только жив, но он будет активно развиваться, и залогом этого развития будет та поддержка, которую оказывает индустрии государство. Средства массовой информации так же уделяют своё внимание развитию внутрироссийского туризма. Вообще, самое основное, в чём я убедился, это то, что у нас по-прежнему сохраняется большое число энтузиастов, на которых держится туризм", - сказал Александр Сирченко.
Топ-менеджер отметил, что ни ковидные ограничения, ни сложившаяся в мире ситуация (санкции из-за спецоперации России в Украине - PublicO), не смогут препятствовать развитию отрасли - сложности наоборот дают ей новый импульс. И у специалистов, и у туристов есть уникальная возможность рассмотреть для себя новые регионы для отдыха, сделать массу открытий, слетать или съездить туда, где они ещё не были, отдохнуть так, как никогда не отдыхали.
"Есть интересные маршруты, интересные направления, которые можно сейчас развивать. В период пандемии и в условиях нынешнего кризиса нам удаётся выработать совместные предложения по мерам поддержки, и активно предлагать их", - уточнил Сирченко.
Позитивный настрой, оптимизм и чёткая мотивация представителей туристической индустрии и гостиничного бизнеса находятся сегодня на высоком уровне. Для профи наступило время фактически с нуля изучить собственную страну, открыть новейшие направления для путешествий, обустроить инфраструктуру курортов и мест для путешествий. Таким образом можно смело заявлять о том, что кризис является идеальной возможностью для реализации самых смелых идей, которые ранее были у специалистов лишь в отдалённых планах на будущее.
Елена Островская, специальный корреспондент PublicO