В статье президента России Владимира Путина “Об историческом единстве русских и украинцев” лишь один абзац посвящен транзиту российского газа по территории соседней страны. Между тем, этот вопрос - краеугольный в современных экономических отношениях двух государств.
“В Киеве используют свою «политическую арифметику», но в 1991–2013 годах только за счет низких цен на газ Украина сэкономила для своего бюджета более 82 миллиардов долларов, а сегодня буквально «цепляется» за 1,5 миллиарда долларов российских платежей за транзит нашего газа в Европу. Тогда как при сохранении экономических связей между нашими странами положительный эффект для Украины исчислялся бы десятками миллиардов долларов”, - написал Путин в своей статье.
Идея того, что современные украинские политики самостоятельно вырыли экономике страны яму, звучала из уст Путина неоднократно. Так, в июне президент напомнил, что во время правления Леонида Кучмы стороны готовились подписать меморандум о создании консорциума по развитию газотранспортной системы (ГТС) Украины. Это бы обеспечило стране надежное положение и статус европейского газового хаба, однако впоследствии украинские власти «сами все сломали».
Нашумевшая статья Путина была опубликована на сайте Кремля 12 июля - в день, когда президент Украины Владимир Зеленский встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель в Берлине. Одним из ключевых предметов для обсуждения в немецкой столице традиционно стала газовая тема. Зеленский вновь поднял вопрос строительства газопровода “Северный поток-2” и связанного с ним постепенного сворачивания транзита российского газа по территории Украины, которого небезосновательно боятся ее власти.
Недальновидная политика
Проблемы с прокачкой газа из России в Европу через Украину и оплатой украинских поставок начались сразу после распада СССР, однако долгие годы дружественному государству многое прощалось, особенно в те времена, когда и в самой России царила неразбериха. «Все богатые украинцы так или иначе заработали свои миллиарды на российском газе, газовых долгах и скандалах», – уверен первый руководитель «Нафтогаза Украины» и бывший управделами украинского президента Игорь Бакай.
Широко известны случаи “несанкционированного отбора” (читай - воровства) газа, предназначавшегося Европе. В 2000 году бывший президент Украины Леонид Кучма в интервью немецкому журналу Spiegel заявлял об этом без тени смущения: "Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров - это же ничтожная доля".
Конечно, Москва в то время уже пыталась пресечь эти вольности, но в отсутствие альтернативного маршрута транспортировки сделать это было сложно. Ситуация резко обострилась после 2005 года, когда к власти пришел Виктор Ющенко, известный своими антироссийскими настроениями. Стало очевидно, что требуется создание альтернативных путей поставок - в обход братского, но такого ненадежного государства.
Так появились газопроводы “Голубой поток” (запущен в 2003 году, проходит по дну Черного моря), “Ямал-Европа” (вышел на проектную мощность в 2006 году, проходит по территории Белоруссии и Польши), “Северный поток” (запущен в 2011 году, идет по дну Балтийского моря) и “Турецкий поток” (официально открыт в 2020 году, подводная часть проходит в Черном море). Сейчас в завершающую стадию строительства вступил газопровод “Северный поток-2”, маршрут которого в основном повторяет маршрут “Северного потока”.
С каждым годом значение Украины как транзитного хаба для российского газа падает, и с запуском “Северного потока-2” снизится до неприлично малых значений. Сейчас пропускная способность всей украинской ГТС составляет 281 млрд кубометров на входе и 146 млрд кубометров на выходе. Пропускная способность обозначенных выше газопроводов - около 190 млрд кубометров в год. При этом, например, экспорт газа из Российской Федерации в европейские страны дальнего зарубежья в 2020 году составил 174,9 млрд кубометров (хотя обычно этот уровень составляет около 200 млрд кубометров).
Таким образом, с введением в эксплуатацию “Северного потока-2”, “Газпром” полностью обеспечит свои физические потребности в транспортных мощностях для обеспечения Европы газом. Впрочем, пока этот газопровод можно использовать лишь наполовину мощности, или 27,5 млрд кубометров в год - такие правила установлены газовой директивой ЕС, но все равно большая часть экспорта компании обеспечена собственными транспортыми мощностями.
“Памятник политическому безумию”
Сейчас руководство Украины, которое само себя загнало угол, всерьез обеспокоено. Заключенный “Газпромом” и “Нафтогазом” контракт на транзит (фактически, последняя ниточка, связывающая Украину с российским газом) истекает в 2024 году. С этого года и до окончания договора законтрактована прокачка до 40 млрд кубометров ежегодно.
При этом пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщал, что даже после завершения срока действия этого договора Россия не намерена отказываться от украинского транзита. Однако большинство экспертов прогнозируют, что этот объем снизится до совсем небольших значений и составит около 20-25 млрд кубометров в год, что даже не покроет расходы на содержание ГТС.
“Хотя Россия будет платить за транзит 40 млрд, но с 2024 года транзит упадет до 20-30 млрд кубометров. РФ основные контракты будет закрывать за счет обходных газопроводов, пиковые нагрузки будет покрывать через систему подземных газохранилищ и газовые хранилища в Европе. Украинская ГТС превратится в памятник политическому безумию», - прогнозирует экономист Алексей Кущ в комментарии для украинских “АиФ” .
Гендиректор "Оператора ГТС Украины" Сергей Макогон и вовсе уверен, что Россия откажется от транзита газа через Украину, когда "Северный поток – 2" достроят. «1,5 млрд долларов мы зарабатываем на транзите. Если газ пойдет через «Северный поток-2», у нас он автоматически подорожает, так как стоимость транспортировки из Германии будет дороже. Это еще около 2-3 млрд долларов потерь для экономики. Кроме того, дополнительные субсидии, поскольку газ подорожает. Я оцениваю прямые и косвенные потери Украины от запуска «Северного потока-2» в 5-6 млрд долларов в год», - предсказал он.
Для сравнения - доходы бюджета Украины за весь 2021 год запланированы в объеме 37,5 млрд долларов. Таким образом, ежегодные потери страны от прекращения российского экспорта могут составить более 15% доходов бюджета.
За чей счет банкет?
Демонстративно отказываясь от связей с Россией, украинские власти, очевидно, рассчитывали получить что-то взамен, иначе их поведение нельзя было бы объяснить логически. И они, действительно что-то получили - с 2014 года Украина приняла от западных стран безвозмездно более 11 млрд долларов и 27 млрд долларов в виде кредитов. Но кто будет возмещать выпадающие доходы украинской экономики дальше, остается предметом дискуссии.
По сообщениям ряда СМИ, украинский лидер во время встречи с Меркель 12 июля потребовал от ФРГ 2-3 миллиарда долларов компенсации, кредит на 5 миллиардов евро, а также гарантии на 10 лет по транзиту газа через Украину со стороны России. Впрочем, пресс-секретарь украинского президента Сергей Никифоров опровергал сообщения, что Зеленский на встрече намерен поднимать вопрос денежных компенсаций.
Во время брифинга Меркель заявила, что Германия выступает за сохранение газового транзита по территории Украины даже после введения “Северного потока-2” в строй, что де-факто означает продолжение получения Украиной денег от России. Она также пообещала продолжить обсуждение этой темы с президентом США Джо Байденом 15 июля.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач рассказал Public Opinion, что США хотя и пытались помешать завершению строительства газопровода “Северный поток - 2”, но не смогли этого сделать: первая нитка уже готова и идут работы к ее вводу в эксплуатацию, вторая будет достроена в течение пары месяцев.
“Это большая совместная победа России и Германии и на дипломатическом поле, и на ниве энергетической безопасности. В то же время я далек от мысли, что противодействия не будет. Они будут пытаться помешать нормальной работе газопровода под предлогом поддержки Украины, в на самом деле для того, чтобы усилить свое влияние в Европе и искусственно поддержать конкурентоспособность своего СПГ”, - уверен аналитик.
В сентябре 2021 года в Германии пройдут выборы в Бундестаг, которые определят и нового канцлера республики. Меркель, возглавлявшая страну 16 лет, на пост претендовать не будет. Это значит, что решать клубок вопросов с украинской ГТС и компенсациям стране предстоит новому главе государства - и его позиция может отличаться от позиции Меркель. Вопрос о том, кто и за что будет платить Украине, все еще остается открытым.