Визит в Россию лидера КНР Си Цзиньпина нацелен
на 4 направления, по каждому из которых ожидается продвижение: (1) миропорядок, (2) военный конфликт в Украине, (3) стратегия партнёрства с РФ и (4)
экономические проекты.
В обстановке нарастающего системного конфликта между
«атлантической коалицией», возглавляемой США, и Россией в мире возник запрос
на лидерство в формировании коалиции «третьей силы». Китай предложил своё лидерство и уверенно набирает
очки. В статье, опубликованной накануне визита, Си Цзиньпин ясно обозначает
прямой вызов претензии США на глобальную гегемонию:
«Международное сообщество отдает себе ясный отчет в
том, что ни одна страна в мире не превосходит все остальные. Не бывает
универсальной модели государственного управления, и не существует миропорядка,
где решающее слово принадлежит отдельной стране».
Пекин отвергает
раздел мира на «демократии и автократии» и от имени «международного сообщества»
стремится осадить самопровозглашённого «гегемона». В качестве альтернативы китайский лидер
продвигает «ООНоцентричную международную систему и миропорядок, основанный на
международном праве». Вокруг пекинской платформы «нового справедливого
миропорядка» (НСМ) уже идёт постепенное сплочение «глобального Юга».
Важным практическим тестом для НСМ станет, похоже,
миротворчество Китая в российско-украинском военном конфликте. В дополнение к
меморандуму из 12 пунктов о целях и
принципах, опубликованному в феврале, Китай готовится предложить международный
переговорный формат и, возможно, более конкретную повестку мирных переговоров.
Можно ожидать, что публично это будет сделано после детального разговора Си
Цзиньпина с Владимиром Путиным и последующей беседы по видеосвязи с Владимиром
Зеленским.
Немедленного старта переговоров, конечно, не будет. Но
публично заявленная Китаем концепция урегулирования станет работать на
изменение международной обстановки сама по себе.
Важно, что и США, и Евросоюз, и Киев получат стимул
поторопиться с переключением на дипломатию, наблюдая за дальнейшей
консолидацией «всеобъемлющего стратегического партнёрства» между Китаем и
Россией.
Этому партнёрству пора придать системность,
плановость, проектную и финансовую базу. Вполне очевидно, что Россия должна
будет в исторически короткий срок переместить свои энергетические, сырьевые и
товарные потоки в северном, южном и восточном направлениях. Предстоит создать
новую инфраструктурную сеть, технологическую и промышленную базу.
Справиться с этой титанической задачей можно только в деятельном, практическом партнёрстве с китайским
геополитическим союзником. Нет иных вариантов. Как и времени на бесконечные
совещания. Нужны крупные инвестпроекты, особые экономические зоны, концессии и
иные известные инструменты, доказавшие свою эффективность на китайском опыте последних
30 лет.
Почему их нет даже сейчас?
Москва так и не избавилась от мутных, искусственно нагнетаемых страхов по поводу попадания под «китайское
иго». Бог не выдаст, дракон не съест. Надо ставить свои условия, создавать
выгодные стратегические проекты и управлять ими с постоянным учётом собственных
интересов. И долой уже эту чёртову «раскачку».