ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Матрица»: воскрешение или погребение франшизы?

«Матрица»: воскрешение или погребение франшизы?

16 декабря в России состоялась премьера фильма «Матрица: Воскрешение» - продолжение культовой трилогии начала двухтысячных. Первые слухи о возобновлении франшизы появились еще в 2015 году. Однако тогда сестры Вачовски (бывшие когда-то братьями) по очереди заявляли, что ни о каком продолжении и речи быть не может, что история завершена. Однако в 2019 году стало известно, что фильм все-таки выйдет на экраны. Кресло режиссера заняла Лана Вачовски, а на съемочную площадку вернулись Киану Ривз и Керри-Энн Мосс, сыгравшие легендарных Нео и Тринити. Первые отзывы критиков и фанатов франшизы не самые лестные, а иногда и довольно гневные.

Так стоило ли воскрешать «Матрицу»?

Культовая первая «Матрица» - философский боевик

Первая «Матрица», вышедшая в 1999 году, считается поистине культовым фильмом. Одной из отличительных особенностей для боевика того времени стал философский подтекст, который пронизывает практически каждый аспект картины. В фильме имеется множество отсылок: от «Алисы в Стране чудес» и повести Айзека Азимова «Профессия» до греческих мифов и Библии. Сама идея «Матрицы» ставит вопросы в духе субъективного идеализма Джоржа Беркли: что есть реальность, насколько она реальна, и насколько мысль или идея первичны и способны эту реальность контролировать и менять.   

Политолог, философ Борис Межуев в своей статье 2005 года назвал фильм культовым: «Культовым в буквальном смысле слова. <…> Сюжет фильма, особенно первой ее части, стал предметом обсуждения центровых философов современности, таких как Славой Жижек и Жан Бодрийяр. Хотя "Матрице" посвящены сотни статей и даже книг, изучена она, тем не менее, еще неосновательно».

«В первой "Матрице" (1999) все было ясно и понятно: вечный миф коварного обмана, героической борьбы с ним и надежды на грядущее освобождение в совокупности с легким религиозно-мифологическим антуражем и стильной киберпанковской эстетикой делали фильм неотразимым как для элитарной, так и для массовой аудитории. Славой Жижек в замечательном эссе "Матрица: две стороны перверсии" анализирует первую "Матрицу" именно как миф, деконструкция которого приводит философа к парадоксальному выводу, что подлинная реальность ("пустыня реального", как называет ее один из героев картины) — не более, чем бредовый кошмар жителей современного города», - отметил философ.

Поднимается в фильме и дилемма выбора между свободой и «золотой клеткой». Так, антигерой Сайфер готов предать своих товарищей по оружию ради ухода от неприглядной реальности в иллюзорную матрицу. Он готов добровольно стать «батарейкой для машин», лишь бы забыть вкус бесформенной «жижи», которой его кормят на свободе, и кушать вкусные, пусть и иллюзорные, стейки в рабстве. «Счастье в неведенье», - говорит герой. Однако многие увидели в этой сцене более глубокий подтекст и даже отсылку к Исходу (11:4-6) Ветхого Завета: «сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». Так насколько человеку нужна свобода, если она подразумевает отказ от благ?

Во многом философия «Матрицы» даже опередила свое время. Грета Тунберг еще не родилась, до Парижского соглашения по климату оставалось полтора десятилетия, а агент Смит уже рассуждал, что человечество – это болезнь, которая выкачивает все ресурсы из своего места обитания, пока не сделает среду непригодной для жизни.

Однако не только философский подтекст сделал «Матрицу» культовой. В первую очередь это была заслуга точно выверенной динамики экшена, профессионально поставленных драк, передовых для того времени спецэффектов и общего антуража.

Признанный факт - «Матрица» смогла вывести киберпанк и антиутопию на качественно новый уровень. 

Зависшая «Перезагрузка» и неудавшаяся «Революция»

Фанаты «Матрицы» делятся на два лагеря – одни считают культовой всю трилогию, а вторые только первую часть, относясь ко второму и третьему фильму если не с негативом, то с пренебрежением. В этом есть логика - изначально «Матрица» задумывалась не как начало трилогии, а как самостоятельный фильм. Однако оглушительный успех сделал свое дело, и в 2003 году на экраны вышло сразу два фильма-продолжения: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция».

Вот только они уже не могли похвастать достоинствами первого фильма: из них ушла философия, вместо нее появились затяжные претенциозные диалоги. Рваная динамика и сюжетные дыры также портили впечатление. Хотя, стоит признать, постановка боевых сцен осталась на высоком уровне и радовала фанатов.

Лучше всего об успехе продолжений могут рассказать кассовые сборы. Так, оригинальная матрица собрала в прокате более $463 млн. Вторую часть фанаты ожидали увидеть столь же культовой, и она собрала более $739 млн. К третьей части энтузиазм зрителей угас, и она собрала $427 млн., что даже меньше, чем у первой части (притом что затраты были почти в 4 раза больше).

Лозунгом третьего фильма стала фраза «все, что имеет начало, имеет и свой конец». Трилогия была завершена, хотя «Матрица» и продолжила существовать в виде видеоигр, многочисленных фанфиков и комиксов.

Зачем воскресла «Матрица» в 2021?

Вопрос, зачем воскресили «Матрицу», которая уже обрела свой конец, поднимается даже в самом фильме. Так, к Томасу Андерсону, которого создатели фильма вновь поместили в иллюзорный мир, сделав программистом-создателем игры-трилогии «Матрица», приходит босс и сообщает, что продюсеры заказали четвертую часть игры, и она в любом случае выйдет, будут они над ней работать или нет. Творческая команда озвучивает, что культовость и новаторство первых частей игры им повторить вряд ли удастся, но в этом ничего страшного – заработать все равно получится.

Действительно, в Голливуде последнее время идет тренд не на создание принципиально нового кино и внесение новых идей, а на многочисленные ремейки, сиквелы, триквелы, приквелы и перезапуски. Нашумевшим стал выход нового «Короля Льва», сейчас в кино идет очередной «Человек-паук», очередной «Бэтмен» на подходе. И даже Майклу Майерсу спустя несколько десятилетий вновь пришлось надеть на Хеллоуин хоккейную маску и взять в руки нож.

Идея воскрешения фильмов, получивших когда-то широкое признание и имеющих фанбазу, для которой это кино является культовым, вполне понятна. Во-первых, за этим стоит привлечение новых зрителей – уже выросло поколение, которое не застало золотого времени популярности многих фильмов, и они смотрят на эти картины как на новинку. Но главное это, конечно, желание привлечь тех самых зрителей, которые данное золотое время застали. И если «Перезагрузка» и «Революция» были попыткой заработать на культовости первой части, то новая «Матрица» - попытка заработать на ностальгии.

В череде многочисленных ремейков, продолжений и перезапусков, вопрос, когда дело дойдет до культовой «Матрицы», был скорее риторическим. Для той же Ланы Вачовски вопрос стоял лишь в том, сядет она в режиссерское кресло, или же фильм создадут без нее.  

Так, композитор, поэт, продюсер Роман Рябцев в беседе PublicO отметил, что у каждого человека есть такая музыка, «на которой он вырос».

«Этакий плейлист пубертата: первых свиданий, первых робких обжиманцев на танцах, первых разочарований, первого секса, первого похмелья… Люди вырастают, черствеют, обзаводятся семьями, детьми, ипотеками и прочими радостями взрослой жизни. Группы, которые они слушали в юности, давно распались, музыкальные вкусы уже по десять раз изменились, словом, жизнь успешно идёт своим чередом. И вот, внезапно, кумиры юности объявляют о своём воссоединении. О записи нового альбома и концертном туре. И человек, пуская слезу умиления, покупает альбом и даже билет на концерт…», - сказал продюсер.

Однако Роман Рябцев не поддерживает «хейта», полившегося на новую «Матрицу». Да, он признает, что тех ощущений, которые испытали зрители, когда первый раз узнали, что «ложки не существует», уже не будет. Да, герои уже не такие бравые – сказывается артрит. Да, «Матрица» уже «не та». Но давайте честно признаемся, мы тоже уже «не те».

Светлана Огнева, обозреватель  PublicO

Новости партнеров