Частичная мобилизация в России началась с 21 сентября, о ней объявил президент РФ Владимир Путин. Примечательно, что всего за неделю до этого его пресс-секретарь Дмитрий Песков отрицал, что в Кремле обсуждают саму возможность мобилизации.
Согласно разъяснениям Минобороны, призывать должны граждан, имеющих боевой опыт и приоритетные военно-учетные специальности. Исключений не сделают и для временно покинувших Россию, но состоящих на учете. С 22 сентября горячая линия 122 начала отвечать на самые важные вопросы о мобилизации. Из заметных сообщений этой линии можно выбрать то, что повестки могут вручать круглосуточно, и из регионов поступают многочисленные свидетельства получения повесток глубокой ночью.
С первых же часов пошли многочисленные сигналы о нарушениях: попытки мобилизовать многодетных отцов, никогда не служивших, онкобольных, диабетиков, ограниченно годных и даже женщин-врачей. В ответ на это Кремль устами провластных блогеров и медиаменеджеров объявил, что будет разбираться с каждым случаем нарушений, губернаторы объявили о том же публично, а ОНФ открыл штабы по приему жалоб.
В соцсетях царит то, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже назвал «домашней истерикой», а в Дагестане прошло то, что глава Дагестана Сергей Меликов назвал «акциями протеста, подготовленными и управляемыми из-за рубежа», аналогичное случилось и в Якутии. Из Якутии и Бурятии поступали многочисленные сообщения о стремлении перевыполнить план по мобилизации, что не вызвало у жителей никакого патриотического восторга.
Губернатор Магаданской области Сергей Носов сообщил, что уже отправил в отставку военного комиссара Магаданской области Сергея Барановского. Ранее местное агентство «ВесьМа» опубликовало видео с мобилизованными магаданцами, которых увезли в Приморье. Мужчина на видео рассказал, что в трех автобусах ехали 69 человек, из них более 70% старше 45 лет.
Проблема в том, что магаданские медиа сообщают, что Барановский был снят до начала мобилизации, и с 21 сентября там всем руководил врио военного комиссара Магаданской области Евгений Деркач, именно за его подписью вышел официальный указ о частичной мобилизации.
Один из собеседников Publico, знакомый с Носовым, говорит, что, даже если исключить спорную ситуацию с военкомом, он лично слышал, как губернатор старался защитить на селекторных совещаниях жителей от излишнего рвения военных.
Как и в случае с антиковидными мерами, Москва и отдает инициативу, и возлагает ответственность на регионы за принятые в Кремле решения, и губернаторы при ограниченности возможности влияния на меры, принимаемые военными, оказываются в непростой ситуации: или выполнить план (цифры мобилизуемых по каждому конкретному региону не разглашаются, однако существуют), что вызывает, мягко говоря, негативную реакцию жителей, или же действовать максимально осторожно, однако не быть в первых рядах по шкале патриотизма в глазах того же Кремля.
Особняком стоит глава Чечни Рамзан Кадыров, который объявил, что добровольцами записалось столько жителей республики, что план уже перевыполнен, и частичная мобилизация даже не нужна.
Эксперты Publico считают, что сами губернаторы едва ли станут для власти удобным вариантом «громоотвода», чтобы показательно отправить в отставку тех руководителей регионов, где мобилизация приняла самый одиозный характер или вызвала массовый протест.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что едва ли губернаторам грозит отставка за количество нарушений в ходе мобилизации: «Зачем? Это не решит никаких проблем, да и никто не заметит».
Руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко объясняет: «Формально губернатор руководит мобилизационной комиссией, но по факту у него, конечно, очень ограниченная возможность влияния на военную вертикаль. Мы видим, что Сергей Носов набрал очки за решение отправить в отставку магаданского военкома, хотя это решение, скорее всего, принимал не он. В целом, думаю, что все прекрасно понимают, что от губернаторов в процессе мобилизации зависит очень немногое, и плюсы получают скорее те, кто демонстрирует человеческие качества и пресекают в меру своих возможностей перегибы со стороны военных властей».
Есть эксперты, которые не видят особых проблем в мобилизации.
Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что губернаторы никогда не были в стороне от военного призыва, потому что каждый год призыв происходит два раза: осенью и весной, и следить за этим тоже входит в обязанности глав регионов.
«Частичная мобилизация, конечно, проходит впервые за все время существования Российской Федерации как независимого государства. Поэтому к ней оказались не готовы примерно все: и военкоматы, и те, кому предстоит мобилизоваться, и губернаторы тоже.
Важно отметить, что сам нынешний губернаторский состав довольно современный и мобильный: то есть старых губернаторов, которые сидели на своих должностях по 15-20 лет, в основном за последние годы сменили. На их место пришли более деятельные и более молодые, «рукастые» руководители. Для них, очевидно, мобилизация стала очень важным KPI: минимум скандалов, быстрое разбирательство со всеми проблемными случаями, чтобы не дать подняться протестной волне в этой связи.
Получается это по-разному: у кого-то «на ура», и практически нет случаев совсем уж из ряда вон выходящих. У кого-то — не очень: например, известная история в Приморье. У кого-то возникают проблемы, потому что заодно сработать с военкоматами не получается, есть раскоординация, и губернатор вынужден стоять в просительной позе: имейте совесть, выполняйте приказы Верховного главнокомандующего без самодеятельности.
Губернаторы ищут пути урегулирования этого неожиданного и важнейшего кризиса. Мне казалось, что проблем с мобилизацией будет меньше, но мы видим, что, к сожалению, существующая система военкоматов пока не очень готова к такого рода мероприятиям: такой тест в реальном времени показал это.
Губернаторы же не игнорируют проблемы, а активно пытаются их разрешить. Так что, во многом надежда на них. К счастью, не только, но и на них в том числе», - хвалит Федоров.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что мобилизация проходит успешно.
«Как вы знаете, Крым уже отрапортовал об окончании мобилизации. В других регионах она тоже идет, не везде одинаково: где-то лучше, где-то хуже, но идет. Причем, нам ведь немного нужно отмобилизовать, там скорее больше задач по социальному обеспечению мобилизованных и по ресурсному обеспечению. То есть сделать так, чтобы люди из дома одеял не приносили.
Нам нужно увеличить армию практически вдвое от того, что у нас было, и в этой ситуации понятно, что может у самой армии бушлатов-то хватит, а вот одеял уже может и не хватить. Поэтому здесь как раз местные власти должны этим заняться.
И второе: гарантии финансовой безопасности уходящего на мобилизацию. Чтобы не получилось, как в Риме: когда пошли на войну, 10 лет воевали, вернулись, а экономики нет. Что это должно быть? Дотации, кредитные каникулы — тут нужно точно подсчитать. Потому что если люди будут знать, что они воют, чтобы разорить свои семьи, воевать они будут плохо.
Это конечно, решается на федеральном уровне, но реализуется на региональных. В Москве все получится, поверьте, и не только из-за огромных ресурсов, но и просто из-за налаженной административной машины, которая и пенсии доплачивает, и все делает. А вотв моей любимой Марий Эл где возьмут деньги на закредитованных военнослужащих? И тут от губернатора требуется фактически искусство старика Хоттабыча — либо федеральная поддержка.
Насколько я понимаю, Федерация в целом принимает решение, но я среди этих решений не видел сообщений о поддержке региональных бюджетов на осуществление мобилизации. Когда объявили мобилизацию, мне даже в голову не могло прийти, что возникнут социально-экономическое сложности. Это было для меня совершенно ново и неожиданно», - признается Журавлев.
Но есть и совсем иная точка зрения.
Политолог Станислав Белковский рассуждает, что, как часто бывает в современной России, наблюдается управленческий хаос, потому что, с одной стороны, задача мобилизации поставлена губернаторам, с другой стороны, этим занимается система Министерства обороны и военных комиссариатов, которые губернаторам не подчиняется.
«Мы уже с первых часов мобилизации знаем, что военкоматы совершили немало ошибок при подготовке мобилизации, решив призвать людей, совершенно непригодных к службе и не подлежащих призыву по мобилизации в соответствии с политическими обещаниями президента Путина.
Другое дело, что военкоматы не несут никакой политической ответственности, а губернаторы ее несут. В современном губернаторском корпусе преобладают бюрократы, а не политики, которые в общем не привыкли обращать внимание на общественное мнение. Их беспокоит только то, чтобы Кремль был ими доволен.
Но часть губернаторов является политическими фигурами. В первую очередь, это Рамзан Кадыров, разумеется, и, например, глава Крыма Сергей Аксенов. И вот именно эти политические губернаторы максимально остро реагируют на непопулярность мобилизации. Именно поэтому Кадыров в первые же дни заявил, что Чечня уже полностью выполнила планы, больше никакой мобилизации в Чечне не будет. Примерно то же самое через несколько дней сказал Аксенов про Крым.
Их задача — положить конец панике, связанной с мобилизацией, когда из-за полной неподготовленности этого процесса по линии Министерства обороны под каток попали не все, но многие, кто не должен был попасть. В итоге, это вызвало огромную панику среди широких слоев населения. Политические губернаторы пытаются эту панику пресечь и фактически заявляют о том, что мобилизация закончена, чтобы все успокоились и расслабились.
Это уже само по себе говорит о том, что мобилизация вообще непопулярна, но особенно она непопулярна из-за очень плохого уровня ее исполнения», - говорит Белковский.
Политолог Александр Кынев считает, что судить о том, могут ли показательно «выпороть» губернаторов за провалы по мобилизации, преждевременно: все будет зависеть от развития ситуации.
«Если ситуация будет идти по нарастающей, будет расти общее ощущение неблагополучия и возмущения вместе с махиной правоприменения очень расплывчатого указа, среди губернатором могут найти символических «козлов отпущения». Тогда речь может пойти о руководителях регионов, где дело дошло до массовых протестов, что является индикатором недоверия к главе региона и его неспособности контролировать ситуацию – например, о главах Дагестана, Бурятии и Якутиии. В то же время у этой истории есть обратная сторона медали. Чем более бесцеремонно центр будет спихивать ответственность на нижестоящих чиновников и демонстрировать готовность от них избавиться, тем ниже будет лояльность бюрократии. Бюрократия понимает, что выполняет приказы сверху, и быть мальчиком для битья никому не хочется. Поэтому, если центр будет назначать других отвечать за собственные приказы, то, конечно моральный дух внутри самой системы власти это снизит, и вероятность внутренних бунтов, сливов, дезинформации это, конечно, повысит», - предрекает политолог.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO