На фоне вчерашних мобилизационных заявлений незамеченным прошло выступление в Совфеде министра экономического развития Максима Решетникова.
ВВП по итогам 2022 года сократится на 2,9%, а в 2023 году — на 0,8%, говорится в базовом варианте прогноза социально-экономического развития России, который представил сенаторам министр. А ведь еще весной оценки спада нашей экономики в 2022 году колебались около 10%. «Согласно прогнозу, нижняя точка спада экономики будет пройдена в четвертом квартале 2022 года», — сказал вчера Решетников. Основным вариантом прогноза является сценарий продолжения ускоренной адаптации экономики к новым условиям, отметил он. Однако Решетников, сообщал РБК, предупредил, что рисками для прогноза являются замедление экономики Китая и ужесточение западных санкций.
Неизвестно, насколько учитывает этот сценарий последствия решений о частичной мобилизации, но осмелюсь предположить, что менять прогноз принципиально из-за этого правительство не будет. Биржа и курс рубля предсказуемо вчера с утра припали, но уже к вечеру ситуация стала возвращаться к исходным уровням. Сегодня все в основном «в зеленом».
Спрос, рынок труда и санкции
Мобилизаций в нашей стране не было со времен Великой Отечественной войны, поэтому у современных экономистов просто нет готовых моделей для просчетов. Вопросов больше, чем ответов. Вот лишь некоторые:
- Будут ли новые волны мобилизации?
Последует ли в ближайшем будущем перевод экономики или ее части на военные рельсы с конфискацией собственности для обеспечения нужд действующей армии, переориентацией предприятий на выпуск военной продукции и т.д.?
С чисто математической точки зрения вывод 300 тысяч человек с российского рынка труда не окажет на него существенного воздействия. Общее число занятых в России, по данным Росстата, составляет 71,7 млн чел. «Коммерсант» пишет, что при полном исполнении указа президента с рынка труда в ближайшие месяцы уйдут до 0,4% рабочей силы и 0,7% работников-мужчин.
Может прозвучать цинично, но призыв резервистов улучшит ситуацию с безработицей. По данным вице-премьера Татьяны Голиковой, в середине сентября безработных в России насчитывается около 654 тыс. человек.
Мобилизация и запланированные референдумы в глазах рядового потребителя означают продолжение личной финансовой неопределенности. Это неминуемо приведет к усилению сберегательной модели поведения населения. Спрос продолжит сокращаться, дефляционные явления не остановятся. А значит, и инфляция по итогам годам будет меньше планируемых сейчас показателей.
Свой вклад в падение цен внесет обостряющийся кризис на рынке недвижимости крупных городов. Городской средний класс покидает страну, вторичный рынок перенасыщен предложениями. По данным соцопросов, еще до 21 сентября примерно 20-25% населения (в основном образованные жители мегаполисов) были склонны полагать, что дальше будет хуже. Эти люди считают, что эффект западных санкций проявится негативным образом позднее.
Вчера и сегодня на Западе анонсировали новые санкции против России. Американцы рассматривают юридические возможности использования конфискуемых на Западе российских активов на помощь Украине. О европейских планах сообщила газета Politico. По данным издания, в новый санкционный пакет войдут очередные индивидуальные санкции, ограничение цен на российскую нефть, а также запрет на импорт российских бриллиантов и других предметов роскоши.
Тишина на диване?
Вряд ли сможет поколебать царящее в российском социуме – за пределами среднего класса в мегаполисах - экономическое спокойствие. По данным опросов, для абсолютного большинства населения характерны представления о том, что Россия преодолеет негативные эффекты санкций и восстановит свой экономический потенциал. При этом примерно 30-40% респондентов говорят об ухудшении своего экономического положения, однако это не влияет на поддержку курса руководства страны.
Частичная мобилизация так или иначе затронет немногих в масштабе страны - около 1 млн чел, включая членов семей. Общественный запрос на «оставьте меня в покое» по-прежнему доминирует, слезать с дивана мало желающих. Через какое-то время все успокоятся и, если не забудут, то просто перестанут об этом думать. Если не будет продолжения и расширения мобилизационных мероприятий.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO