День защитника Отечества настолько плотно вошел в саму ткань народной жизни, что мы даже не задумываемся о его происхождении. Советская власть уверяла, что в этот день некие мужественные отряды Красной Армии оказали упорное сопротивление наступавшим на Петроград немцам в 1918 году и тем самым спасли страну. Позднее выяснилось, что никакого серьезного сопротивления разрозненные красные отряды оказать не могли, а Советскую Россию спас Брестский мир (гнусный, по словам Ленина) и последовавший уже через несколько месяцев разгром немцев на Западном фронте и крах Германской империи.
То есть это миф. Ну и что? Мало ли мифов в истории. А мы привыкли отмечать 23 февраля, это поистине народный мужской праздник, предвестник и альтернатива 8 Марта. Помимо нашей страны этот праздник отмечается в Белоруссии, Кыргызстане, Киргизии, Южной Осетии, Таджикистане, Армении и Абхазии.
Современность, конечно, вносит свои коррективы.
На днях депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) внесли в Государственную думу законопроект об установлении новой памятной даты РФ — Дня участника специальной военной операции (СВО). Соответствующий документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента. Законопроект вносит в статью 1.1 федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» новую памятную дату – День участника специальной военной операции (СВО). Таким днем является 24 февраля. По словам лидера СРЗП Сергея Миронова, установление такой памятной даты позволит подчеркнуть особую роль участников спецоперации в истории современной России.
Будет ли у нас в будущем сдвоенный праздник, неизвестно, но очевидно, что в этом году россияне встречают 23 февраля с большим энтузиазмом, чем в прошлом году. Так, по данным исследовательского центра SuperJob, корпоративные мероприятия для своих сотрудников с целью празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня в этом году проведут 35% российских компаний, что в полтора раза больше, чем в 2023 году (23%). Не будут проводить корпоративные мероприятия к этим праздникам 40% работодателей, в прошлом году так поступила почти каждая вторая компания (48%).
Скромные мужчины подарки получат
В этом году на подарки, сюрпризы и развлечения накануне Дня защитника Отечества, 23 февраля, россияне потратили больше денег, чем в прошлом. Это следует из результатов исследования аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД».
По данным аналитиков, средний чек на лотереи и ставки на спорт в период 15–20 февраля достиг 1340 руб., что на 15% выше, чем в аналогичный период 2023 года. Число покупок выросло на 19%. Средний чек на поход в баню, сауну или спа-центр составил 3140 руб. — на 19% выше показателя прошлого года.
Фото ФедералПресс
Россияне также больше потратились на подарочные сертификаты — средний чек достиг 2380 руб. (на 31% выше, чем в 2023 году). Чаще, чем в прошлом году (на 11%), покупали абонементы в спортзал, оплачивали услуги гостиниц (на 36%) и турагентств (на 14%). В последнем случае средний чек превысил 56,9 тыс. руб. Также выросли расходы на строительный инвентарь и материалы для ремонта, мужскую парфюмерию, одежду и обувь, смартфоны и наушники.
Специалисты «Чек Индекса» и «Платформы ОФД» отметили, что в 2024 году россияне увеличили траты на категории отдыха и развлечений, как в новогодние праздники. В частности, вырос спрос на семейный отдых за городом, поскольку для части россиян время праздника совпадает с школьными каникулами.
Среди россиян стало больше тех, кто высоко оценивает значение праздника. 10% опрошенных россиян назвали 23 февраля еще одним выходным днем в календаре, за год число приверженцев такой точки зрения снизилось на 4 п.п. Каждый второй опрошенный россиянин считает День защитника Отечества профессиональным праздником бывших и действующих военных, годом ранее этот показатель составлял 47%, говорится в исследовании. Еще 35% респондентов назвали 23 февраля праздником всех мужчин, для 10% — это дополнительный выходной день в году.
При этом каждый пятый мужчина в России (19%) не хочет получать подарок на День защитника Отечества 23 февраля, показал опрос Superjob. Это на 4 процентных пункта больше, чем годом ранее. В 2021 году от подарков в этот день отказывались 6% респондентов. Фактически без подарка в этот день остаются 27% опрошенных (годом ранее — 23%).
Но большинство наших мужчин подарки получат. На Wildberries с 13 по 20 февраля количество продаж бритв и триммеров выросло на 166% и 163% соответственно, если сравнивать с аналогичными датами в январе. Шуруповерты покупают на 156% чаще, ремни — на 123%, носки — на 98%. Среди популярных категорий также оказались мужская парфюмерия, кошельки и портмоне, беспроводные наушники.