Завтра на Троекуровском кладбище в Москве пройдет прощание с трехкратной олимпийской чемпионкой Анфисой Резцовой. Великая биатлонистка и лыжница будет похоронена на Аллее спортсменов. В историю российского спорта имя Резцовой навечно вписано грандиозными олимпийскими победами. На XV Олимпийских зимних играх 1988 года в Калгари она завоевала две награды в лыжных гонках. Золото в эстафете, серебро в гонке 20 км свободным стилем. На XVI Олимпийских зимних играх 1992 года в Альбервиле Анфиса Резцова, уже перейдя в биатлон, выиграла спринтерскую гонку 7,5 км. Третье олимпийское золото она завоевала в эстафетной гонке на XVII Олимпийских зимних играх 1994 года в Лиллехаммере.
Скорбь не мешает нам задаться вопросом: а в наше время смогла бы Резцова раскрыть в полной мере свои спортивные таланты? Практически все международные спортивные федерации запретили участие наших спортсменов в соревнованиях. Под баном даже юниоры и паралимпийцы. Идет вялая дискуссия по поводу участия атлетов из России в Олимпиаде 2024 года в Париже – думают, то ли полностью запретить, то ли разрешить, но без флага, гимна, и чтобы Россию за СВО отругали.
То есть современная Резцова в Олимпиаде, скорей всего, участия не примет. Но есть альтернативы: Игры БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Игры ШОС (Россия, Китай, Индия, Иран, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), Игры будущего. Игры БРИКС, кстати, только что завершились в ЮАР и на них наши показали себя очень даже неплохо: в общекомандном зачете в активе сборной России 30 медалей – 22 золотые, 6 серебряных и 2 бронзовые. При этом всего в нашей команде было 34 спортсмена. И здесь нет места иронии – это во многом пробный формат, но в нем участвуют три величайшие спортивные державы мира. Если так пойдет и дальше, то уже непонятно будет, кто кого изолирует: МОК нас, или мы – МОК.
Преувеличение, конечно, но масла в огонь добавляет тот факт, что в следующем олимпийском году в России будут проведены масштабные Игры дружбы. Календарно они намеренно не совпадают с парижской Олимпиадой, но выглядят как совершенно очевидная альтернатива ей. Ирина Винер – яростная противница нашего участия в Олимпиаде без гимна и флага – говорит: «Я считаю, что Олимпийские игры себя изжили. Мы будем развивать свое на полях БРИКС, ШОС. В следующем году будут Игры дружбы. Такие же деньги будут платить за медали. Наши ОИ, 137 стран заявились, альтернатива появляется».
Гендиректор Игр дружбы Алексей Сорокин, который отвечал за проведение грандиозного ЧМ-2018 по футболу в России, добавляет: «Мы порождаем громадное наследие, надеемся, что сможет организовать этот турнир на таком уровне, что это положит начало новой традиции и Игры дружбы, будут проводиться каждые два года, чередуя зимние и летние соревнования. Таким образом, это целое новое движение, которое будет с радостью встречено на всех континентах и всеми без исключениями федерациями». Он говорит, что следующие Игры 2028 году пройдут уже не в России.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Хотя формально все российские спортивные чиновники уверяют, что наши альтернативы – это вовсе не антиолимпийские действия, в МОК испытывают явные опасения. Глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах заявил недавно: «Российское правительство обвиняет нас в несоблюдении политической нейтральности. В то же время это же правительство пытается организовать абсолютно политизированные спортивные соревнования».
Хотелось бы спросить: когда США вторглись в Ирак, американских спортсменов кто-нибудь в МОК пытался лишить флага и гимна? Президент России Владимир Путин на днях при открытии форума «Россия – спортивная держава» в Перми сказал: «Благодаря некоторым руководителям современного Международного олимпийского комитета мы узнали, что приглашение на Игры – это не безусловное право лучших спортсменов, а некая привилегия и заслужить ее можно не спортивными результатами, а какими-то политическими жестами, которые к спорту вообще не имеют никакого отношения, и что сами Игры могут использоваться как инструмент политического давления в отношении людей, которые и к политике-то отношения никакого не имеют, и в качестве грубой и, по факту, расистской, этнической дискриминации». «Некоторые чиновники от спорта присвоили себе право определять, на кого она распространяется, эта Олимпийская хартия, а на кого нет, - добавил Путин. - Такие подходы противоречат самой природе спорта».
Ирина Винер идет еще дальше. «Нам следует отойти от формата Олимпийских игр и создавать свои альтернативные соревнования в связи с тем, что Олимпиада не отвечает идее Пьера де Кубертена „Быстрее, выше, сильнее“, и вне зависимости от политики, а также участия в Олимпиаде новой формации человека под названием „трансгендер“», — говорит она.