ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: unsplash.com
Автор: Сергей Станкевич, политолог

Над Днепром кружит «черный лебедь»

В конфликте между Россией и Украиной близится критическая поворотная точка. Линия фронта медленно ползёт к Западу и её, по-видимому, уже ничто не повернёт вспять. Вопрос только в темпе и цене продвижения, но не в направлении. Причин окончательной фиксации такого тренда несколько, но главная в том, что у ведущих союзников Киева – Соединённых Штатов и Евросоюза – сократились до минимума материальные возможности продолжать помощь Украине «сколько потребуется». Одновременно снизился и политический ресурс для безусловной и бессрочной поддержки боевых действий.

В публичных заявлениях глав государств, прочих топ-чиновников и дипломатов всё чаще звучит слово «переговоры». Пора дать Европе, которую нежданный конфликт шокировал и перепахал, шанс обрести какую-то относительную нормальность, прийти в себя и наладить разумное взаимодействие всех стран, составляющих субконтинент. Извлечь уроки из трагедии и позаботиться, наконец, хоть и с великим опозданием, о надежной системе коллективной безопасности.

Переговоров как системно организованного процесса пока нет. Тем не менее, очень интенсивно идут неформальные консультации. Тем несколько: место встречи; участники, посредники и гаранты; последовательность шагов; создание благоприятных условий; постконфликтная нормализация. Но всё упирается в предмет переговоров.

Здесь пока тупик, поскольку президент Украины Владимир Зеленский с фанатичным упрямством держится за свой ультиматум (границы 1991 года, репарации, трибунал), а Россия никогда не сядет за стол, на котором лежит предложение о ее капитуляции.

Сам Зеленский от ультиматума вряд ли откажется (может рухнуть режим), более того, он хочет привязать к своей безнадёжной формуле как можно больше стран на летнем «саммите мира» в Швейцарии.

Россия со своей стороны формирует альтернативную «коалицию мира», которая выступает за прекращение огня и временное замораживание ситуации на текущей линии боевого противостояния. Одновременно должна быть остановлена и вся военная логистика, имеющая какое-либо отношение к украинскому военному конфликту. Такого « замораживания» на срок двух-трёх месяцев достаточно для содержательных переговоров об условиях мира. Соавторами формулы мира и ее гарантами должна с очевидностью стать группа ведущих мировых держав. В дополнение к основному договору между Россией и Украиной неизбежно потребуется общеевропейский акт о безопасности взамен устаревшего хельсинкского документа 1975 года, но этот европейский концерт надо будет репетировать уже в комфортной тишине.

С таким планом сегодня согласны практически все главные страны глобального Юга - Китай, Индия, Турция, КСА, ЮАР, Бразилия.

Европа уклоняется от решения, ссылаясь на эксклюзивное право Киева на формулу мира.

Администрация Байдена колеблется. Ей хотелось бы сорвать мирный дивиденд перед выборами, но включать дипломатию, не дав предварительно Киеву хотя бы денег, нельзя. А деньги блокируют республиканцы, эгоистично оставляя киевский финал за собой.

В Киеве есть еще фактор громко молчащего отставного генерала Залужного. Народный кумир не торопится становиться послом и отъезжать в ссылку в Лондон. Ему достаточно просто выйти из-за кулис и публично сказать: «Я никуда не еду. Не брошу свою страну. Хочу ей помочь и знаю как». И все. Покатятся камни, потом грянет обвал.

Словом, ситуация балансирует на тонкой грани. Всё может устремиться бурным потоком к финишу от небольшого, но важного толчка.

Над Днепром, снижаясь, кружит легендарный Черный лебедь.

Новости партнеров