
На минувшей неделе амбициозные планы России последних десятилетий в области нанотехнологий обернулись негативными последствиями для российской экономики. Возможный дефолт «РОСНАНО» в совокупности с общемировой ситуацией и падением цен на нефть отразились на индексах российского фондового рынка. Также, по заявлениям некоторых экспертов, прецедент может подорвать доверие к инвестированию в отечественные разработки, науку и госпрограммы. Пока представители Национальной ассоциации участников фондового рынка просят российские власти исключить возможность дефолта госкомпании и любыми способами спасти положение, а в КПРФ ждут уголовного дела против экс-главы «Роснано» Анатолия Чубайса, редакция PublicO попыталась разобраться, каково же реальное положение дел с российскими нанотехнологиями.
Тренд на развитие нанотехнологий
На Западе активные инвестиции в нанотехнологии и понимание перспективности этого направления начались еще в 1990-х годах. Россия же в это время переживала распад Советского союза, общее падение науки и промышленности, политическую и экономическую нестабильность. При таких условиях было сложно даже задумываться о нанотехнологиях, не то чтобы стать пионером и лидером.
Переломным моментом для всей мировой наноотрасли стал 1998 год, когда ученый из Нидерландов Сиз Деккер создал первый транзистор, состоящий из нанотрубок. С этого времени началось активное внедрение нанотехнологий в различные отрасли, а из исключительно теоретического поля направление перешло в область практического применения.
В 2000-ых годах, когда Россия включилась в «гонку», инвестиции в нанотехнологии на Западе уже достигли рекордных размеров. В 2007 году президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию только назвал нанотехнологии «наиболее приоритетным направлением развития науки и техники», а мировые инвестиции в отрасль уже исчислялись десятками миллиардов долларов.
На тот момент признанными лидерами наноотрасли являлись США, ЕС и Япония, которые сохранили свои позиции и на сегодняшний день. Прорывными темпами развиваются нанотехнологии в Китае. Применения наноматериалов уже считается нормой в производстве высокоскоростных процессоров, микро- и радиоэлектронике, медицине, авиастроении и других отраслях.
России же пока так и не удалось войти в список стран-новаторов. Немалую роль в этом сыграли не только поздний старт и отставание на 10 с лишним лет, но и «утечка мозгов» на Запад. Ярким примером является вручение Нобелевской премии по физике в 2010 году за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном» британским ученым – уроженцу Сочи Андрею Константиновичу Гейму и уроженцу Нижнего Тагила Константину Сергеевичу Новоселову.
В 2016 году также произошло изменение приоритетного направления технического развития России – на первое место вышла «Цифровая экономика». Именно на цифровые технологии сделал акцент Владимир Путин в очередном Послании Федеральному собранию. Это, в том числе, привело к сокращениям инвестиций в нанотехнологии.
Как отметил в беседе с PublicO основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов, с нанотехнологиями произошло примерно то же, что произошло и с цифровизацией, а сейчас происходит с ESG: сильная волна общественного возбуждения стихает вокруг тематики.
"Зато становится понятно, что создание отраслевых институтов развития – идея крайне спорная. Сейчас что-то в тренде, а через 5 лет – уже нет, но институт создан и заявлен как институт развития определенной технологии, которая отходит на второй план. Этот момент достаточно важен. На уровне общественной и государственной дискуссии нанотехнологии в последнее время с языка не срываются, услышать о них можно крайне редко. Эта тема принадлежит прошлой эпохи, что, конечно, самой значимости нанотехнологий не снижает", - сказал Фирсов.
«РОСНАНО» - главная надежда и разочарование
После Послания президента Федеральному Собранию в 2007 году в России была создана госкорпорация «Российская корпорация нанотехнологий», которую в 2008 году возглавил Анатолий Чубайс. Целью работы «Роснанотех» обозначили развитие в стране нанотехнологий и соответствующих производств, а также укрепление места России на мировом рынке. В том же году была принята «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года», согласно которой объём производства продукции наноиндустрии в России должен был составить к 2015 году более 900 млрд руб. После этого инвестиции в российские нанотехнологии были значительно увеличены и на данный момент исчисляются сотнями миллиардов рублей вливаний только из бюджета РФ. В 2011 году ГК «Российская корпорация нанотехнологий» была преобразована в АО «Роснано» со 100% долей государства.
За время работы «Роснано» ее руководство неоднократно выступало с заявлениями, что в ближайшее время будет произведено прорывное открытие, создана уникальная разработка и компания вернет государству все вложенные в нее средства и даже продемонстрирует значительную прибыль. В марте 2019 года Анатолий Чубайс на встрече с Владимиром Путиным заявил, что построенные «Роснано» заводы заплатили в федеральный бюджет за весь период работы 132 млрд рублей, в полном объеме возместив вклад государства. Однако эти средства покрыли лишь первичный взнос государства в размере 130 млрд рублей, который был внесен на счет госкорпорации еще при ее создании в 2007 году, и даже не учитывали 12-летнюю инфляцию.
При этом проблемы с правильным вложением полученных инвестиций у госкомпании начались почти с самого начала. Так, в 2013 году Счетная палата при аудите работы «Роснано» за 2007-2012 года выявила неэффективное расходование бюджетных средств, финансирование компаний, не имеющих отношения к нанотехнологиям, и компаний-банкротов, а также способствование созданию фирм-однодневок.
«Ряд сделок, осуществляемых за счет инвестиций, обладают признаками отмывания и легализации средств, получения необоснованной налоговой выгоды, занижения налогооблагаемого дохода, необоснованного получения возмещения НДС из бюджета при экспортно-импортных операциях», — цитирует Газета.ru слова аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова.
Дальнейшие проверки и аудит «Роснано» каждый раз показывали неэффективное вложение инвестиций и многочисленные нарушения. Однако разбираться со сложившимися проблемами Анатолию Чубайсу уже не придется - в 2020 году стало известно, что компания переходит под управление ВЭБ.РФ, а ее глава покинул свой пост. К ноябрю 2021 года компания дошла до преддефолтного состояния.
«22 ноября на фондовом рынке обрушилась стоимость облигаций «Роснано». До этого, в пятницу, Мосбиржа приостановила их торговлю, ссылаясь на непропорциональный долг. В понедельник торги были возобновлены, но случилось ожидаемое: инвесторы в панике «побежали» из облигаций «Роснано, что привело к падению стоимости ниже 90%», - пишет журнал о финансовых рынках Financial One.
При этом отмечается, что проблемы у компании начались уже давно, и финансовые мультипликаторы об этом сигнализировали. Поясняется, что облигации являются долговой бумагой и приобретая ее инвестор своими деньгами фактически финансирует долг компании.
«В 1 полугодии 2021 года собственный капитал компании составлял 25 млрд рублей (по МСФО). Но при этом только облигаций было размещено более чем на 70 млрд рублей, из которых 4,5 млрд рублей должны быть погашены 1 декабря 2021 года», - уточняется в статье.
Как отметил для PublicO эксперт по инновациям и венчурный инвестор Евгений Кузнецов, все началось с истории Эрика Дрекслера и других ученых, которые убедили американское правительство в необходимости развития таких инноваций, которые должны были в ближайшем будущем завоевать мир. И на нанотехнологии довольно легко потекли деньги.
"Российская история про развитие нанотехнологий примерна такая же: это было попыткой скопировать американское их развитие. <...> Но в России была выстроена жесткая конструкция, в которой деньги выдавались исключительно на нанотехнологии, и к ним стали причислять все, что только возможно. Сложно обвинить в этом саму корпорацию, ведь это порок выстроенного механизма. И, безусловно, в России вряд ли можно говорить о возникновении действительной наноиндустрии", - рассказал эксперт.
"Тем не менее, как институт развития "Роснано" сыграла полезную роль. Это был крупный инвестор, который вкладывал деньги в проекты зрелых стадий. И в принципе кто-то такие деньги давать должен. На тот момент в России практически не было другой альтернативы, она появилась лишь сейчас, когда пришли частные инвесторы, финансисты и банки", - добавил Кузнецов.
Не стоит забывать об успехах
Среди инвестиций «Роснано» есть и вполне успешные проекты. Так, на базе наноцентра "СИГМА.Новосибирск" была создана компания OCSiAl, которая запустила первое в мире промышленное производство одностенных углеродных нанотрубок. В 2019 году её стоимость превысила 1 млрд долларов. Также успешным является совместный проект «Роснано» с ГК «Ренова» — компания «Хевел», которая построила первый в России завод полного цикла по производству солнечных модулей и первую солнечную электростанцию промышленного масштаба.
«Но если «Хевел» и OCSiAl действительно во многом выросли благодаря поддержке «Роснано», то для других успешных компаний, которые пользовались поддержкой «Роснано», эта поддержка не была решающей. К таким компаниям можно отнести «Монокристалл» из Ставрополя — глобального лидера в производстве сапфира для индустрии светоизлучающих диодов и потребительской электроники; компанию «Новомет» из Перми, одного из крупнейших в России производителей погружных насосов для нефтедобычи, который осуществляет поставки оборудования по всему миру. Определенный вклад «Роснано» внесла и в становление таких известных компаний в области электроники, как «Т-Платформы» и «Байкал-электроникс», - отмечает издание "Эксперт".
Также в России вполне успешно функционируют компании по производству наномембран, нанопорошка и разнообразных наноматериалов. Однако в большинстве случаев речь идет либо о совместных с западными компаниями предприятиях, которые просто локализуют в России производства по западным технологиям, либо об импорте мирового научного прогресса с отечественной доработкой, либо о производстве в России продукции, которая не является уникальной и давно производится в других странах. По-настоящему серьезных научных или инновационных «прорывов» в области нанотехнологий на мировом уровне Россией так и не было сделано.
Но стоит отметить, что, несмотря на это, менее чем за 15 лет в России с нуля появилась целая отрасль с весьма успешными предприятиями, которые удачно применяют и развивают передовые технологии, с технопарками и всей сопутствующей инфраструктурой.
Текст:
Светлана Огнева, обозреватель PublicO