ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Нестрашный дефолт

Нестрашный дефолт

Дефолт, о наступлении которого в России сегодня утром объявило американское агентство Блумберг, в нашей стране вызывает отчетливо панические ассоциации. 1998 год, крах пирамиды ГКО, падение рубля, массовые закрытия компаний, обвал платежей, дикие очереди в банки и обменные пункты…

Блумберг пишет: «В воскресенье истек льготный период по выплате процентов на сумму около 100 миллионов долларов, подлежащий выплате 27 мая. Крайний срок считается событием дефолта, если он пропущен. Это мрачный признак быстрого превращения страны в экономического, финансового и политического изгоя. С начала марта еврооблигации страны торгуются на проблемном уровне, валютные резервы центрального банка остаются замороженными, а крупнейшие банки отрезаны от мировой финансовой системы».

Про изгоя написано красиво, страшно, но не совсем правильно. Поток российских энергоносителей, как и говорили еще в марте- апреле опрошенные PublicO эксперты (например, Игорь Юшков из ФНЭБ), переориентировался с Запада на Восток. До сих пор непонятно, как быть с газом, идущим в Европу по системе газопроводов, но ведь и Европа не готова от него полностью отказаться. А обмен нефтяными рынками между Россией и Ближним Востоком идет полным ходом – мы увеличиваем поставки в Индию и Китай, арабы – в Европу. Падение импорта в Россию в июне приостановилось за счет налаживания новой логистики. Про политического изгоя сразу после саммита БРИКС вообще говорить как-то странно.

Чисто с финансовой точки зрения позиция Блумберга понятна. Формально пропущен срок выплаты. Но ведь, как сказал PublicO директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец, «дефолт – это когда у страны нет денег для выплаты долгов. А у России деньги есть, просто ими американцы не дают пользоваться.». И это не только замороженные на Западе 300 млрд дол.

США не продлили лицензию России, с помощью которой она могла обслуживать внешний долг. Срок ее действия истек 25 мая. В июне Минфин РФ начал проводить выплаты по еврооблигациям по новой схеме в рублях. Министр финансов РФ Антон Силуанов на прошлой неделе заявил, что ЕС и США специально создают преграды для выплат России, чтобы навесить на страну ярлык «дефолта». По его мнению, все, кто разбирается в этой теме, понимают, что «никакой это не дефолт».

- НРД (Национальный расчетный депозитарий), являющийся платежным агентом по еврооблигациям Российской Федерации, внесен Европейским союзом в "санкционный" список и больше не может осуществлять расчеты в евро. Кроме того, страны-эмитенты других резервных валют (Великобритания и Швейцария) ввели запреты на расчеты по государственному долгу России, — сказал Силуанов.

Он добавил, что из-за этого Россия может доводить деньги до инвесторов только в рублях, и готова выполнять свои обязательства по выплатам по евробондам. Министр подчеркнул, что выплата в рублях не является дефолтом. «Зарубежные контрагенты отказываются проводить платежи в иностранной валюте, что является для нас форс-мажорным обстоятельством. И только по этой причине мы переходим на расчеты в рублях», — сказал он.

Об устойчивости финансового положения России свидетельствует цифры по отношению внешнего долга к ВВП: Япония – 266%, США – 137%, Канада – 118%, Великобритания – 94%, Евросоюз – 88,1%, Россия — 18,2%.

- Россиянам этот дефолт ничем не грозит, - продолжает Алексей Зубец. - Если бы мы жили в Японии, то прекращение внешнего финансирования вследствие дефолта стало бы коллапсом для всей экономики. Для России же это не значит ничего. Те, кто организовал это мероприятие, либо ничего не понимают в российской экономике, либо это декоративная мера чисто психологического воздействия, вроде ухода из России крупных западных компаний.

Об этом же пишет и Блумберг: «Учитывая ущерб, уже нанесенный экономике и рынкам, дефолт пока также носит в основном символический характер и мало что значит для россиян, столкнувшихся с двузначной инфляцией и худшим экономическим спадом за последние годы».

Пожали плечами россияне, и пошли заниматься более насущными делами. Этот дефолт не про нас.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров