Мосгорсуд признал «Новое величие»* экстремистской организацией и запретил ее в России. Иск был подан первым зампрокурора Москвы Сергеем Савенковым. Летом 2020 года четверо участников «Нового величия»* были приговорены к лишению свободы на срок от шести до семи лет по обвинению в создании экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 1 и ч. 2. ст. 282.1 УК РФ). Еще четыре фигуранта получили условные сроки — от четырех до шести с половиной лет. Следствие утверждало, что «Новое величие»* стремилось к «участию в народных восстаниях, революционных действиях, к столкновению с представителями действующего в России режима». С этой целью, как посчитали следователи, участники сообщества устраивали тренировки по стрельбе и метанию «коктейлей Молотова» в Подмосковье.
Защита утверждала, что организация была создана в результате провокации, никаких «тренировок» не было – была встреча в кафе фаст-фуда, еще пара встреч в общественных местах и разовая поездка за город пострелять по бутылкам. Молодые люди познакомились в интернет-чате, а создать организацию предложил человек, который оказался осведомителем полиции. Этот же человек и написал устав организации, который позволил завести уголовное дело. Более того, одна из осужденных по этому делу (получила условный срок) Мария Дубовик вышла из организации сразу после ее создания и писала в чате, что категорически не поддерживает любые насильственные методы протеста.
История двух девушек – Дубовик и Анны Павликовой, которых месяцами держали в СИЗО по столь странному обвинению со столь странной доказательной базой, некогда всколыхнула одновременно и патриотическую, и либеральную общественность. После публичного заступничества огромного количества лидеров общественного мнения самых разных взглядов. В итоге, девушек отпустили из заключения до суда, они получили условные сроки, как и еще двое фигурантов. Для четверых молодых людей общение с провокатором закончилось реальными сроками.
Вопрос о законности самого этого уголовного дела ставился членами Совета при президенте по правам человека и перед президентом Владимиром Путиным. Иными словами, в общественном мнении из многих «экстремистских» дел именно это является крайне спорным – даже в глазах охранителей. Сейчас «НоВе»* (не надо путать дело «Нового величия»* с делом по созданию другого экстремистского сообщества, «Сети»**) признано Мосгорсудом экстремистской организацией на фоне почти ежедневных новостей об аресте подростков, которых украинские вербовщики уговаривают поджигать военкоматы, релейные шкафы и так далее. Отрицать работу сети украинских вербовщиков молодежи невозможно.
Самый страшный эпизод – это гибель военкора Владлена Татарского, которому активистка Дарья Трепова, завербованная украинцами через соцсети, принесла на встречу с читателями заминированную статуэтку. Надо ли бороться с такими вербовщиками? Разумеется, надо. Несколько лет назад опять же, через соцсети российскую молодежь пытались вербовать в ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). И опять же, отрицать необходимость противодействия вербовщикам и борьбы с экстремистами, невозможно.
Но странное упорство правоохранителей в ситуации с максимально спорным уголовным делом уже тогда, в далеком 2020 году, ставило вопрос о векторе приложения усилий на борьбу с такими сообществами и эффективности выбранного вектора, так как из сообщения чата «Нового величия»* максимум, что можно было поставить в вину участникам – это недовольство действующей властью и неспособность прочесть с юридической точки зрения документ, который составил для них человек, по его собственному более позднему признанию журналистам, специально делавший экстремистскими организации, чтобы потом сдавать их участников полиции за глупость. Поэтому новость о признании «НоВе»* экстремистской организацией ставит один вопрос: «Зачем?» Адвокат Марии Дубовик Максим Пашков напоминает, что приговор состоялся три с лишним года назад, почти все фигуранты уже на свободе.
«Всей деятельности было - пять собраний, участие в митинге в защиту московского троллейбуса и еще что-то такое же общественно опасное. Да о «НоВе»* подавляющее большинство узнало после их ареста с провокатором Родионом, простите, Зеленским. Кому пришло в голову поднять эту трижды протухшую историю? Самое главное - зачем?», - недоумевает Пашков. Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков предполагает, что причина – в приближающихся президентских выборах «Возможно, суд таким образом ставит точку, а общество получает напоминание, что любые общественные организации, которые будут призывать к противостоянию с властью, будут признаны экстремистскими, а дело «Нового величия»* - пример того, как это бывает. Во-вторых, вспомним, что недавно были арестованы такие общественники, как признанный иноагентом Борис Кагарлицкий*** и Игорь Стрелков, то есть, это может быть сигналом, что власть хочет припугнуть всех, кто может деятельно против нее выступить.
Зачем ворошат старое? Возможно, новых экстремистов просто не оказалось. Кроме того, после ареста Кагарлицкого*** началась уже международная реакция, свое недопонимание высказал даже президент Бразилии, друг арестованного. На примере старого дела проще послать сигнал, чем заводить новые спорные дела», - размышляет Гращенков.
Политолог Константин Калачев также говорит, что решение о признании «НоВе»* экстремистским – логичное. «Во-первых, правоохранителям не отказать в последовательности. Всё доводят до логического конца. А, во-вторых, так решаются дидактические задачи. Это ведь еще и в назидание другим», - отмечает Калачев. Публицист Максим Кононенко рассуждает, что смысл существования чиновников – это постоянно выдавать какой-то результат. «Поэтому, например, каждую пятницу публикуются все более странные списки иноагентов – например, ну как объявлять иноагентом Машу Гессен***. Думаю, тут та же система, хотя у правоохранителей, по идее, нет сейчас проблем с новыми делами. Вторая версия – что у кого-то из прокуратуры есть к этому делу какие-то личные счеты. Но я все же думаю, что они просто подняли уже запылившееся дело и решили по нему отчитаться, что довели все до конца», - резюмирует Кононенко.
___________
*организация признана экстремистской, деятельность запрещена на территории РФ
**террористическая организация, запрещенная в России.
*** признан иностранным агентом Министерством юстиции РФ