ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Нужен или нет в России закон о домашнем насилии?

Нужен или нет в России закон о домашнем насилии?

Фото: unsplash.com

В сентябре 2016 года впервые была сделана попытка законодательно защитить жертв домашнего насилия. Депутат С.Ш. Мурбазаева и сенатор А.В. Беляков внесли в Госдуму РФ два законопроекта: №1 183 390−6 «О профилактике семейно-бытового насилия» и законопроект №1 183 394−6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия». Тогда законопроект не приняли по причине противоречия действующему законодательству и Конституции РФ.

Одновременно с отклонением закона, была проведена работа по декриминализации семейного насилия, совершенного впервые - в январе 2017 года Президентом РФ был подписан закон, исключивший «побои в отношении близких лиц» из 116 статьи УК.

Вторая попытка внесения закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» была предпринята в 2019 году. Разработкой законопроекта занимались три рабочие группы: от Совета Федерации, от Государственной думы и от Совета по правам человека при президенте РФ. К работе были привлечены представители Конституционного суда, Следственного комитета и общественных организаций по правам женщин и детей. Закон активно продвигался правозащитницей Аленой Поповой и депутатом Оксаной Пушкиной. Но проект снова подвергся обширной критике.

На данный момент законопроект дорабатывается и, по словам Оксаны Пушкиной, этой осенью вновь будет рассматриваться к принятию.

Сторонники законопроекта

По данным ВЦИОМ на декабрь 2019 года, большинство россиян (78%) считают, что тема домашнего насилия является важной для нашей страны. Также респондентов спросили, нужен ли закон о профилактике семейно-бытового насилия, и 70% ответили на вопрос утвердительно.

В 2019 году более 70 организаций и общественных деятелей выступили за принятие законопроекта. Новая газета опубликовала открытое письмо движения «Психология за права человека».

«Мы, представители российского гражданского общества, считаем необходимым принятие закона о профилактике семейного насилия и выступаем в поддержку законопроекта рабочей группы Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ. Проект закона включает в себя введение понятия «семейное/бытовое насилие», разработку системы охранных ордеров и создание комплексной системы помощи пострадавшим от насилия в семье (кризисные центры/убежища)», - написано в открытом письме.

Основным аргументом сторонников законопроекта является статистика. Так, по данным Консорциума женских неправительственных организаций, большая часть насильственных смертей женщин в России, а именно 65,8%, связаны с домашним насилием. Получается, что две из трех женщин были убиты своими супругами, сожителями или родственниками.
Такие цифры были получены при изучении больше 81 тысячи судебных приговоров по статьям об убийстве, убийстве в состоянии аффекта и избиении до смерти.

«Российские женщины одни из самых незащищенных в мире. По данным отчета Всемирного банка Women, Business and the Law за 2018 год, Россия набрала ноль баллов в области законодательства по защите прав женщин, поскольку в стране не приняты законы о домашнем насилии, домогательствах на рабочем месте, а в Уголовном кодексе нет статьи о сексуальном насилии на работе. В итоге место России оказалось среди таких стран, как Либерия, Габон, Иран, Йемен и ОАЭ», - отмечается на сайте консорциума.

Неутешительна статистика и по преступлениям совершенным против детей. В марте этого года, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры, Президент России Владимир Путин указал на недопустимость игнорирования фактов домашнего насилия.

"В 2020 году больше половины преступлений против несовершеннолетних, к сожалению,  совершены членами их семей", - цитирует Интерфакс слова главы государства.

Проблемы российского законодательства в части домашнего насилия признал и Европейский суд по правам человека. Резонансным стало решение ЕСПЧ по делу «Володиной против России». Суд постановил, что существующие в России уголовно-правовые нормы не способны адекватно защитить пострадавших от насилия в семье, что является нарушением статей 3 (запрет пыток) и 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и обязал российские власти выплатить пострадавшей компенсацию в размере 25,9 тыс. евро. 

Противники законопроекта

В 2019 году в ответ на открытое письмо за принятие законопроекта было написано соответствующее письмо его противников, опубликованное изданием Regnum. Против закона подписались более 180 общественных организаций, защищающих традиционные семейные ценности.

«Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия имеет откровенно деструктивный характер. Закон позволит запретить гражданам общение с членами своей семьи и доступ к своему жилью по охранному ордеру (предписанию) при наличии неких «данных» об имевшем место факте насилия в семье. «Насилие» определено в законопроекте безразмерно широко, включает в себя в том числе «психологическое и экономическое» насилие, которое охватывает собой обычные житейские ситуации. При этом охранный ордер может быть выдан без суда и следствия незамедлительно при получении от любых лиц «данных» о факте «семейного насилия», в том числе против воли пострадавшего. Нарушение ордера грозит арестом. То есть желание супруга помириться с супругой может обернуться тюрьмой», - отметили авторы письма.

Против закона активно выступают Российская православная церковь, Совет муфтиев России и Конгресс еврейских религиозных общин. Патриарх Кирилл неоднократно высказывался о недопустимости вторжения в семейную жизнь.

"Конечно, нельзя допускать никакого насилия в семье, но есть нечто опасное в тех тенденциях, которые сегодня формируются, в том числе, и в законодательной сфере, когда некоторые пытаются под видом борьбы с семейным неблагополучием узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций, или каких-то добровольцев, которые якобы призваны помочь урегулировать положение в семье", - приводит издание РИА-Новости слова патриарха.

Однако среди противников законопроекта немало правозащитников и юристов, специализирующихся на домашнем насилии. Их основной аргумент – юридическая несостоятельность закона.

Так, согласно проекту закона, опубликованному на сайте Совета Федерации: «семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».

То есть по факту законопроект не защищает реальных жертв домашнего насилия, ведь угрозы, хулиганство, причинения вреда здоровью и имуществу, оскорбления, покушение на сексуальную неприкосновенность, унижение чести и достоинства и т.д. – уже являются административными или уголовными правонарушениями, а значит, по данному закону не являются семейно-бытовым насилием.

Также законопроект из-за расплывчатости формулировок может дать основания для злоупотреблений. К примеру, адвокат Матвей Цзен в интервью Царьграду указал на опасность непроработанных с экспертами защитных предписаний: «Здесь мы переходим к ключевой коррупционной и крайне опасной для обычных граждан теме этого законопроекта - это судебному защитному предписанию, а именно тому положению в этом предписании, которое позволяет де-факто выселить человека из его собственного жилья. Это совершенно абсурдно и совершенно противоправно». Он отметил, что закон в нынешнем виде будет на руку квартирным рейдерам.

Некоторые из противников законопроекта отмечают, что для реальной борьбы с домашним насилием нужно не принятие новых законов, а строгое исполнение действующих, ведь нередки случаи, когда жертва, обращаясь в правоохранительные органы, просто не получает должной помощи.

В итоге судьба законопроекта о профилактике домашнего насилия остается неясной. Вероятно, что разговоры о нем вновь начнутся после сентябрьских выборов в Государственную думу.

Новости партнеров