ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
О чем в Варшаве скажет Байден?
Автор: Борис Межуев, главный редактор PublicO.

О чем в Варшаве скажет Байден?

 

Как это не покажется парадоксальным, я не думаю, что риторика Джозефа Байдена в его варшавской речи будет крайне агрессивной. Собственно, всё самое яростное против России уже высказали в своих выступлениях лидеры западных стран на Мюнхенской конференции.

Камала Харрис уже обвинила Россию в «преступлениях против человечности», генсек НАТО сказал, что риски поражения Украины страшнее угрозы третьей мировой, а премьер-министр Великобритании Раши Сунак обещал поставить Киеву дальнобойное оружие. Свою посильную лепту внесли и прежде более сдержанные политики европейского континента.

Наконец, триумфальный визит Байдена в Киев уже явился достаточным свидетельством в пользу готовности Запада поддерживать Украину до конца, и в Варшаве президенту США, собирающемуся на второй срок, нужно сделать какие-то иные акценты, чтобы обещанное им обращение к российскому лидеру прозвучало свежо и убедительно.

Итак, что нового может сказать Байден?

Мне представляется, что главным мессиджем американского президента станет призыв к России — в лице ее нынешнего лидера, в лице ее будущих лидеров или, может быть, будущих поколений — вернуться в миропорядок, тот миропорядок, что образовался по итогам Холодной войны и который якобы пыталась разрушить Россия.

Объективно это будет означать призыв вернуться в американоцентричный мир, в то сообщество государств, которое теперь следовало бы называть «глобальным Севером».

Многие уже обратили внимание, как легко и беспроблемно вернулось в конце прошлого года в оборот активного политического дискурса выражение «глобальный Юг». Выражение очень давнее, но, казалось бы, прочно забытое и оставшееся в 1980-1990-х. После индустриального подъема Китая и в целом Юго-Восточной Азии термин «глобальный Юг», активно использовавшийся неомарксистами, стали забывать.

Потом пришла эпоха БРИКС, и появилось тесно связанное с последней выражение «постамериканский мир», под которым автор этого термина, американский политолог Фарид Закариа понимал, как он сам писал, «подъем остальных». «Остальных» (the Rest), то есть всего не-Запада. Тогда казалось, что именно Америка сможет возглавить движение этого «не-Запада» к процветанию и свободе. Особенно эта идея вдохновляла первого чернокожего президента США Барака Обаму.

Теперь же этот самый «не-Запад», почти единогласно не поддержав санкционную войну Запада против России, снова маркируется как «глобальный Юг». В самом этом меме есть что-то, указывающее на необходимость естественной иерархической подчиненности, поскольку в самом простом географическом смысле слова Север — это верх, а Юг — это низ: Юг должен следовать за Севером, как прошлое следует за будущим, как отсталость — за развитием, как деревня — за городом.

Россия, согласно этой картине миропорядка, противопоставив себя «глобальному Северу», оказалась в компании с «глобальным Югом»: отказавшись от Космполиса, она надеется заручиться поддержкой Мировой деревни. Но это тупик, поскольку деревня никогда не победит город, а мировому хаосу никогда не удастся восторжествовать над мировым порядком.

На чем основываются мои предположения? Мы видим, что Америка явно напугана тем фактом, что мир, то есть этот самый «не-Запад», перестал ее слушаться, что в ответ на сплочение «коллективного Запада», в ответ на протекционистские меры в экономике, ультра-либеральные инновации в культуре и силовое сплочение против стран-изгоев этот самый «глобальный Юг» начал с гораздо большим сочувствием смотреть в сторону коммунистического Китая. А Россия вместо того, чтобы просто войти в кольцо «демократического Севера», начала играть в свою цивилизационную особость и провозглашать «поворот на Восток».

Думаю, Байден должен будет сказать России, как много она потеряла, совершив цивилизационное отступничество от «глобального Севера», и как много выиграла Польша, сохранив ему твердую католическую верность. Ну и, соответственно, страны «глобального Юга» должны понять, что никакого «альтернативного Севера» нет, что есть один единственный Север, и у него есть один безальтернативный лидер.

Возможно, слова «Север» и «Юг» Байден и не произнесет, однако, оживленный и всеми поддержанный мем начинает работать подобно вирусу. Он как бы строит, помимо сознательных намерений использующих его спикеров, свою собственную, отчасти виртуальную, но отчасти и всамделишную реальность.

Россия весь 2022 год строила как бы свою картину мира, в которой она всячески использовала наработки родившегося 200 лет назад русского мыслителя Николая Данилевского. В его картине мира Россия и Европа представляли собой два разных «культурно-исторических типа» или, как мы привыкли говорить, две цивилизации. Только Россия из всеславянской державы, какой она была призвана стать по мечте Данилевского, сузилась до «Русского мира», а Европа, напротив, расширилась до рубежей «коллективного Запада». Эту картину мира России придется отстоять. Если наше предположение верно, и Байден попытается выступить в Варшаве как лидер «глобального Севера», из которого Россия как бы изъяла сама себя, то наше «цивилизационно-центричное» видение столкнется с новым изводом имперского неоглобализма в очень откровенной и яркой форме.

 

Новости партнеров