ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Обострение на Донбассе: намерения Вашингтона и реакция России

Обострение на Донбассе: намерения Вашингтона и реакция России

16 февраля 2022 года прошло, военной атаки России на Украину не состоялось, тем не менее ожидаемой деэскалации на границах двух стран также не произошло. Напротив, Украина, судя по всему, готовится перейти в атаку на позиции самоопределившихся республик. Руководство ДНР и ЛНР объявили о начале эвакуации со своей территории  мирного населения, в первую очередь женщин и детей, ввиду усиливающихся обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины.

         Между тем, как раз во вторник 16 февраля новое публичное заявление сделал президент США Джозеф Байден. Напомним, что по информации издания Politico именно американский президент в разговорах с союзниками по НАТО называл конкретную дату российского вторжения — как раз 16 февраля. Вторжения не произошло, более того, российские военные по приказу главнокомандующего прекратили учения чуть ранее намеченного срока и отступили в свои казармы. Тем не менее, США не прекратили давления на нашу страну, посчитав, вероятно, досрочный отвод войск свидетельством слабости России.

         Байден в своей речи 16 февраля снова сослался на идею демократии, защита которой, по его мнению, является высшей целью американской внешней политики. Он обратился к российскому народу вроде бы с миролюбивым посланием, сказав, что не следует считать американцев врагами русских. Поначалу в России к этому обращению отнеслись как к посланию мира. Мало кто обратил внимание, что Байден в этот раз, говоря о России, адресовался не к властям нашей страны, но к ее народу. Вне всякого сомнения, это означает ничто иное, как призыв к очередной «цветной революции», что в еще большей степени подтверждается очередной апелляцией к идее демократии, которая в настоящий момент является ничем иным, как паролем враждебности одновременно к России и Китаю.

         Известный политолог Алексей Мухин в интервью PublicO заявил: «Подлинные намерения Соединенных Штатов Америки уже давно озвучены: цель США любыми средствами сдержать Россию. Они пытаются «пессимизировать» нашу страну, как принято сейчас говорить в американском обществе: любые действия Российской Федерации представляются как агрессивные, направленные на нарушения различных прав и договоренностей, а также на попрание демократических ценностей. Для подобного используется откровенная ложь американской стороны в адрес России, что вызывает определенное изумление у МИДа. Однако на Совбезе было принято решение реагировать на эти выпады спокойно».

         США, конечно, не могут начать прямые боевые действия против России — наличие ядерного оружия надежно защищает Россию от прямого столкновения с западным блоком. Однако существует стремление посредством экономического давления произвести внутри нашей стране что-то вроде пресловутой «арабской весны». Отсюда — не очень замаскированное желание нанести удар по бизнес-элитам, предельно уязвимым перед лицом экономического прессинга. Отсюда же — готовящиеся санкции против топливно-энергетического комплекса России, вводимые в надежде на бюджетное банкротство нашей страны. Однако невозможно понять, как Запад сможет вывести из мировой экономики страну, обеспечивающую 20 % всех поставок нефти на глобальный рынок, 25 % потребления газа в Азии и Европе, 13, 4 % никеля, 4, 9 % всех черных металлов и т. д. Безусловно, вариант сменить «неприятную» власть на власть более покладистую в этом отношении кажется даже более реалистичным

Россия пока не научилась ответной экономической агрессии, по принципу «око за око, зуб за зуб». Но, кажется, к ней приходит понимание, что иного пути просто нет. Как утверждает тот же Алексей Мухин, «любое враждебное действие Украины, США, Польши, Литвы или любой другой страны, которая входит в сферу влияния НАТО, не имеет немедленного ответа. Россия выжидает, а после отвечает системно. К примеру, нынешние стратегические учения призваны произвести впечатление на наших коллег из Северо-Атлантического Альянса, продемонстрировав возможности Российской Федерации. Одновременно ЛДНР совершает штатные мероприятия: эвакуирует женщин и детей, чтобы расширить возможности милиции, которая не будет отвлекаться на защиту гражданского населения, а сосредоточится на отражении возможной агрессии со стороны Украины». 

Россия отразит все возможные атаки и поползновения на ее нерушимый авторитет, если будет действовать спокойно и системно, не поддаваясь на провокации со стороны членов «коллективного Запада». Скорее, нашей стране надлежит переходить к реальному геоэкономическому и геокультурному наступлению, доказывая, что экономические и политические модели, навязываемые Западом, сегодня не являются универсальными. Не универсальным является и рынок газа, предоставляемым России Европой, Китай уже сегодня готов принимать большие объемы кубометров газа, и кажется, что происходящее в отношениях России и Европы, работает на интересы Поднебесной.

В чем могла бы состоять стратегия России в этот период? Вероятно, в готовности выстраивать свой экономический потенциал в противовес реалиям международного рынка, вопреки рецептам многочисленных финансовых гуру, рекомендующих полагаться на законы, как на что-то, что не трансформируются в условиях серьезных перемен. Алексей Мухин в своем Телеграм-канале констатирует: «Россия, как часть мировой экономики имеет вполне конкретные рычаги влияния на ситуацию на Западе: поставки энергоносителей, зерна, металлов... В конце концов, российский киберпотенциал никто не отменял, можно ввести ограничения на "утечку мозгов". Я могу продолжать и продолжать: это будет больно для западных "демократий", надо понимать. И это, кстати, понимают здравые акторы и эксперты на Западе, регулярно предупреждающие своих политиков об опасности эскалации».

Политолог Сергей Михеев также предлагает пересмотреть политику России в отношении контрсанкций: «Начнем с той же самой Украины. Давным-давно без всякого военного давления уже, например, лет восемь можно было бы ввести достаточно жесткий пакет санкций против Украины. Мы восемь лет рассказываем, что там неонацистский режим и все такое прочее, а, в общем, никаких значимых санкций против Украины не вводим, что, по сути, является помощью вот этому самому режиму политическому, который там находится. И это, в общем, вызывает, как минимум, вопросы, не очень для меня понятные. Я думаю, что, в первую очередь, это связано с интересами тех или иных конкретных людей или бизнес-групп. Что касается более широкого взгляда на контрсанкции, как против американских, так и против европейских компаний, есть такое впечатление, что мы все равно достаточно аккуратно к этому подходим и очень выборочно. На самом деле наши контрдействия, в том числе и в экономическом смысле, могли бы быть более жесткими. И в ряде случаев такое впечатление, что это связано с тем, что просто не хотят затрагивать интересы каких-то, скажем так, оффшорных групп нашей элиты некоторых. Эти элиты имеют возможность лоббировать свои интересы, видимо, в том числе и на уровне принятия геополитических решений».

В своем Телеграм-канале экономист Никита Кричевский пишет о том, что возникшая ситуация требует пересмотра не только экономической политики России в отношении Запада, но и отношение власти к бизнес-элитам, что восстановит социальную справедливость: «Нынешнее острое противостояние с Западом – уникальная возможность для пересмотра отношения не столько к российским олигархам, постоянно проживающим за границей и вкладывающим огромные деньги в лоббирование непопадания под санкции и увязанные с ними рестрикции, сколько к их активам, генерирующим яхты, джеты и дворцы. Пересмотра в рамках правового поля – как через отмену итогов приватизации по линии Генпрокуратуры, так и посредством штрафов за скотское отношение к бюджету, экологии, а главное, к своим крепостным. Или приобретение Мордашовым новой яхты по цене в 2,5 раза превышающей расходы на индексацию зарплат работникам «Северстали» — это нормально? Если власть в короткий срок сумеет продавить эти решения, как было 20 лет назад с «ЮКОСом», ей моментально забудут все «прегрешения». Ибо восстановится главное – историческая и социальная справедливость. Именно этого сейчас больше всего не хватает людям».

Политолог и экономист Михаил Делягин ставит вопрос еще жестче: «Запад, минимум 8 лет руками своих сознательный и бессознательных агентов, использовавший Россию как половую тряпку, всерьез собрался вынести нас на помойку истории. Если мы согласимся с этим и продолжим терпеть офшорную аристократию во власти – Россия не будет иметь шансов дожить даже до выборов 2024 года».

Весьма вероятно, что Россия сможет обрести самостояние, если выдержит острую фазу будущего конфликта без Майданов и чего-то подобного ливийскому Бенгази. Так что надежды Байдена и других «демократизаторов России», которые вскоре явно обозначатся, едва ли смогут проявиться в конкретных акциях

Население России в большинстве своем поддерживает власть, чему пока не приходится удивляться.

Новости партнеров