"Пока в России нет полной модели того, что мы строим. Как двигаться к достижению непонятной цели, тоже непонятно", - сообщил участникам VI Международного арктического саммита, открывшегося сегодня в Москве, модератор мероприятия Валерий Язев, председатель Ассоциации Российского национального комитета мирового нефтяного союза.
Несмотря на это, и Валерий Афанасьевич, и другие выступавшие ни на секунду не сомневались в необходимости развития Арктического региона, что особенно актуально в условиях санкционной войны против нашей страны. Сейчас на 5 млн кв км российской Арктики добывается 82% отечественного газа, 17% нефти, оборот Севморпути составляет 33,5 млн т. И государство ставит задачу увеличить экономическую и социальную роль региона в жизни страны.
На этом пути несколько узловых проблем. Вот как они выглядят в изложении участников встречи.
- Северный морской путь. Мы считаем его своим национальным достоянием, а США – международным маршрутом и требуют обеспечения свободного прохода по нему. У Запада есть возможности заблокировать восточный и западный концы СМП как путем санкций, так и военным способом. Поэтому-то российская заявка на расширение шельфовой зоны еще несколько лет назад была остановлена рядом западных стран. Сегодня на этом направлении вполне можно ожидать запрета на транспортировку российского СПГ.
- Редкоземельные металлы. Сейчас РЗМ превратились в основу технологической цивилизации. В прошлом году в мире было добыто 280 тыс т РЗМ, а к 2030 году добычу планируется нарастить в 4-5 раз. США в 2016 году добыли 6 тыс т, в прошлом – 43 тыс т. Россия, находящаяся на 4 месте по их запасам, расположенным в основном в Арктике, обеспечивает лишь 1% мировой добычи. Госпрограмма по ее росту полностью провалена, в прошлом году мы добыли 2,7 тыс т, что меньше, чем в 2016 году. «Деньги освоены, результата нет», прозвучало с трибуны. Активное освоение месторождений в Якутии, на Кольском полуострове и в других северных краях критически важно для обеспечения российского суверенитета. При этом полного технологического цикла от разработки месторождения до производства чистых металлов у нас нет. Но есть в Китае, успокоили специалисты.
- Энергетика. Без решения этой задачи говорить об освоении Арктики нельзя. И тут есть общее с редкоземельными металлами. Госпрограмма по повышению энергоэффективности предусматривала снижение энергопотерь на 40% к 2020 году по сравнению с 2007-м, а по факту вышло 9%. Сейчас Севера обогреваются и освещаются в основном углем и дизелем по северному завозу, что дорого и малоэффективно. Есть обоснованная надежда, что часть газа, от которого отказывается Европа, пойдет на газификацию Карелии, Мурманской области и других регионов, до сих сидящих на привозном мазуте. Но это лишь частичное решение проблем, особенно остро стоящих в сибирской части. Плавучие атомные электростанции, подобные ПАТЭС «Академик Ломоносов», работающей в Певеке, имеют такие недостатки, как большая осадка (в Сибирской части Арктики практически нет глубоководных портов), длительные сроки строительства – до 10 лет. К тому же они уязвимы для действий террористов и потенциальных противников. Выходом может стать создание программы быстровозводимых блочных АЭС малой и средней мощности. Юрий Анпилов из МГУ предложил развивать в Арктике с ее мощными ветрами ветроэнергетику в сочетании с водородными топливными элементами. По его словам, это выгодно, так как ничего возить не надо. Честно говоря, у участников встречи это предложение вызвало воспоминания о прошлогоднем провале ВИЭ в Европе и энтузиазма не вызвало.
- Цифровизация и связь. Необходимо развивать эти направления на основе именно отечественных разработок. «Газпромнефть», попавшая под жесткие западные санкции, активно внедряет в свои арктические проекты собственные IT решения, заявил представитель компании Олег Самофалов. Но это луч в темном царстве. На саммите приводились такие цифры: уже запущено около 7,5 тыс спутников связи в рамках проекта STARLINK, а всего их будет 42 тысячи. Причем действовать они будут в зоне начала атаки баллистических ракет… «Мы в этом плане отстали на порядок», прозвучало с трибуны. Строительство трубопроводов, дорог, производство СПГ – неполный список арктических направлений, критически зависящих от западного оборудования и технологий. Российские изобретатели на саммите передали список из 20 собственных разработок, которые уже можно начинать внедрять. Одна из таких разработок уже прошла первый этап испытаний в научном центре им. Крылова в Петербурге. Это модель низкосидящего ледокола, который имеет более высокую скорость проходки. Он сократит время в пути из ЮВА в Европу на 10 суток. Но это только модель. Когда еще проект заработает, и заработает ли?
Мы спросили у Валерия Язева, проработавшего в Арктике 30 лет, сможем ли мы самостоятельно заняться ее освоением, с учетом того, что враги нам не помогут?
- Мир сейчас не развивается вне международного сотрудничества, - ответил он, - и в Арктике оно обязательно. Если говорить о высоких технологиях, то у всех них корни из Америки, поэтому даже в изделиях из Европы есть большая американская составляющая. Без мировых технологий освоить Арктику мы не сможем. Годы еще не сможем даже приступить к освоению. Оборудование же закладывают еще при проектировании. Сейчас встали некоторые стройки. НОВАТЭКу хорошо, у него акционер зарубежный, ему, по сути, разрешили импортировать оборудование и технологии. По большинству сложных, тонких позиций у нас нет аналогов.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO