
Даже в спокойное время вокруг 9 мая возникали традиционные споры, как правило, между сторонниками концепции «Никогда больше» и «Можем повторить».
Шествия «Бессмертного полка», изначально задумывавшиеся как трогательная акция поминовения погибших в каждой семье, тоже начали вызывать вопросы: то в какой-то школе введут дресс-код на мероприятие, то на предприятии раздадут портреты, не имеющие отношения к семьям сотрудников, то к шествию внезапно «присоединится» последний российский император Николай Второй.
Сейчас споры обострились еще сильнее: например, идет спор, могут ли родственники погибших в спецоперации на Украине, прийти на мероприятие с их портретами, или же акция должна оставаться строго посвященной именно Великой Отечественной войне.
Хорошо, портреты погибших в спецоперации. А что тогда скажут родственники погибших в двух чеченских войнах? В Афганистане? Семьи военных советников, оставшихся навсегда в далеком Вьетнаме? А в Сирии?
Мы можем бесконечно спорить о причинах конфликтов в послевоенном мире, когда для «Никогда больше», наверное, не сделала толком особо ничего ни одна из стран, о роли в нем СССР, о том, чье дело и в каком конфликте было правым, но в этих конфликтах погибали и продолжают погибать граждане России, чьи семьи, в лучшем случае, получат разовую выплату, а потом останутся наедине с фотографиями, перечеркнутыми черной лентой, стоящими в «красных уголках», рядом с иконами, в квартирах и домах от Калининграда до Камчатки.
Наконец, в России практически полностью отсутствует память о Первой Мировой Войне. Ее изучают в качестве преамбулы к революции, хотя Российская империя потеряла в ней, на октябрь 1917 года (данные Генштаба), 511 068 убитых и 264 301 пропавших без вести.
Те, кто был в небольших городах во Франции, не мог не обратить внимание, что в каждой маленькой деревне обязательно присутствует мемориал «Mort pour la France» («Погибший за Францию»), на котором выбиты имена односельчан, погибших в Первую Мировую войну, потом - во Вторую Мировую, Первую Индокитайскую, в войнах за независимость Алжира, Марокко, Туниса. Списки на мемориале обновляются вместе с неумением человечества избежать военного решения противоречий политиков, за которые продолжают платить своими жизнями обычные люди. В странах Британского Содружества и США распространен символ красного мака, который носят на лацкане, опять же, в память солдат Содружества, погибших во всех войнах, начиная с 1914 года, и даже критикующие те или иные войны историки и журналисты, отдают дань павшим.
Время неумолимо, каждый год продолжают уходить последние ветераны Великой Отечественной войны, а вот надежды на то, что военные конфликты человечества однажды закончатся, или что Россия более никогда в них не будет участвовать, будем честны, не существует. Лишь бы не ядерные, как уже принято сейчас оговариваться.
Можно по-разному, повторимся, относиться к послевоенным конфликтам с участием разных стран, в том числе, России. Но погибшие, определенно, заслуживают памяти, без которой не может возникнуть настоящего уважения к человеческой жизни уже не только уходящих или ушедших, но и будущих поколений.
В этом плане общий День поминовения павших во всех войнах России может стать для общества хорошей точкой сборки. Кто-то будет праздновать, кто-то плакать, а случайный прохожий, приехавший по делам или к семье в маленькое село, остановится и задумается над мемориалом, на котором еще остается место для новых имен.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO