Мир международной дипломатии поразила публично негромкая, но вполне реальная сенсация. 16-17 сентября 2023 г. на Мальте внезапно состоялась нигде не анонсированная, организованная по-видимому волевым образом встреча советника президента США по национальной безопасности Джейкоба Салливана и главного внешнеполитического стратега КНР Ван И. Стремительный налёт американца и китайца на бутиковое островное государство дал возможность участникам двое суток в течение 12 часов раунд за раундом беседовать с глазу на глаз без осады назойливых СМИ. Известно, что обсуждались, в частности, Украина и Тайвань, причём переговоры были "откровенные, предметные и конструктивные" (Белый дом).
Причины таинственной чрезвычайности встречи и её вероятное содержание можно понять только в контексте явного кризиса в американо-китайских отношениях.
Лидер КНР Си Цзиньпин много месяцев упрямо и вызывающе отказывается от прямых контактов с президентом Байденом. Последний раз они мимоходом виделись на саммите G20 в Индонезии в ноябре 2022 года. С тех пор скоро год как у них не было ни одной беседы, даже по видеосвязи, хотя Белый дом постоянно бомбардирует Пекин запросами, а в 2023 году послал в Китай одного за другим аж четырёх высоких чиновников – главу госдепа, министров финансов и торговли и даже доверенного спецпредставителя Джона Керри. Их с чем встретили, с тем и проводили. Все американские инициативы упираются в Великую китайскую стену.
В сентябре председатель Си не поехал на саммит G20 в Индию, не едет на сессию ГА ООН в Нью-Йорк, а в ноябре не поедет на саммит АТЭС в Сан-Франциско. Хотя американцы везде его ждали и каждый раз строили планы – как бы свести Си с Байденом. Не сложилось. Видимо, всё дело в принципиальном нежелании Си столкнуться с Байденом нос к носу. Аналогичную тактику избегания встреч с госсекретарем Энтони Блинкеном давно проводит и главный внешнеполитический стратег Китая Ван И.
Главная (хоть и не единственная) причина столь необычного китайского игнорирования – неотвратимо нарастающий конфликт вокруг Тайваня. Администрация Байдена далеко отошла от уклончивой тактики «стратегической двусмысленности» в трактовке статуса Тайваня. Ныне уже в лоб говорится то о поддержке «самоуправляемого острова, который Пекин называет территорией Китая», то о защите «де-факто независимого демократического острова, который является важным партнером США». Байден неоднократно заявлял, что пошлет американские войска для обороны Тайваня, если Китай «нападет» на остров. А совсем недавние попытки дать Тайваню какую-то форму участия в работе ООН вызвали в Пекине предельно гневную отповедь.
Любопытно, что игнорируя Блинкена, Ван И сохраняет контакт с Салливаном. Они так же приватно общались в мае 2023 года в Вене. И вот теперь внезапно уединились на двое суток на Мальте.
Откуда такая обидная для Блинкена китайская избирательность?
Думается, виной всему тот факт, что госсекретарь Энтони Блинкен и его оруженосец (возможно даже куратор) Виктория Нуланд изгнали из Госдепа самый дух дипломатии, превратив подведомственное учреждение, по сути, в военный штаб круче самого Пентагона. Дошло до того, что влиятельные генералы вроде главы ОКНШ Марка Милли всё чаще рекомендуют Украине дипломатию, а переодевшиеся в камуфляж дипломаты Блинкена, напротив, готовят Киев к бессмысленной и беспощадной войне на истощение. И никаких переговоров!
Камуфляжным дипломатам в окружении Байдена оппонируют имперцы-«реалисты», предпочитающие достигать стратегических целей США без риска прямой масштабной войны, без критического имперского перенапряжения, в формате управляемой конфронтации. Их-то и символизирует Джейк Салливан, который, судя по всему, мечтает остаться в истории в одном ряду со своими знаменитыми предшественниками – Киссинджером и Бжезинским. Фактически он представляет на публичной авансцене американское «глубинное государство», которое, независимо от текущей политической суеты, формирует для США стратегии большой длительности. Отталкиваясь от авантюрно-ястребиной линии Блинкена, Пекин пока предпочитает иметь дело с вооружённым реализмом Салливана.
Между тем, на Тайване в январе 2024 года пройдут решающие выборы, после которых остров может встать на путь мирной реинтеграции с континентальным Китаем. Не исключено, что Вашингтон в попытке помешать воссоединению рискнёт прибегнуть к испытанному оружию – цветной революции. А Пекин не останется в стороне. До какого уровня дойдёт в этом случае эскалация конфликта, никто не может предсказать. Хотя желание исключить полномасштабное военное столкновение у главных действующих лиц, по-видимому, присутствует.
Судя по всему, главный результат диалога мальтийских собеседников – взаимное обязательство сторон держать постоянно открытым канал американо-китайского прямого общения высокого уровня для немедленного вмешательства в любую кризисную ситуацию.