Курс доллара 70-80 руб при уровне ключевой ставки ЦБ в 5%. Такие параметры для нормального спокойного развития российской экономики в ближайшее время назвал сегодня на 25 ПМЭФ Илья Торосов, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Зная нелюбовь крупных ответственных экономистов и финансистов к такого рода обязывающим заявлениям, откровенность чиновника можно частично объяснить некоторой эйфорией от обстановки этого дня на форуме в северной столице.
16 июня стал своего рода презентационным днем руководителей финансово-экономического блока правительства. Перед участниками форма выступили Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, Андрей Белоусов, первый вице-премьер, Максим Орешкин, помощник президента Российской Федерации, Максим Решетников, министр экономического развития, Антон Силуанов, министр финансов, и другие герои операции по спасению и стабилизации российской экономики после 24 февраля.
Впрочем, сами они себя героями не считают - Максим Орешкин назвал своих коллег членами медицинской команды. И работы этой бригаде хватит надолго. Как сказала Набиуллина, внешние условия изменились для России надолго, если не навсегда. Еще она сказала, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок; большинство валютных ограничений по мере стабилизации финансовой системы должны быть сняты; нужно стимулировать банки финансировать проекты трансформации экономики.
Незыблемая и безусловная ценность – это устойчивость финансовой системы. Только при этом условии десятки триллионов рублей со счетов российских компаний превратятся в устойчивый поток внутренних инвестиций в создание новых или хорошо забытых старых производств, в инфраструктуру, в ЖКХ.
Устойчивость финансовой системы сегодня предполагает серьезные изменения. Среди них – создание новой структуры международных расчетов на основе двусторонних и многосторонних сопряжений с платежными системами других стран, восстановление доверия частных инвесторов к фондовому рынку России, создание общенациональной системы финансирования технологических инноваций.
По словам президента ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, в целом речь идет о новой социально-экономической модели для России. И для ее формирования необходим период спокойного развития после трехмесячного шока. «Нам предстоит длительный период очень низких ставок, чтобы не увидеть доллар по 40 руб», - сказал один из участников сегодняшних дискуссий. Поэтому лозунг номер один «Нет – инфляции». Мы же не хотим, как в Турции с инфляцией 70-80%?
Другой важный тезис – государство готовится разделить с бизнесом риски при воссоздании целых отраслей экономики, а также обеспечить условия для устойчивого спроса на продукцию отечественных предприятий. Силуанов в качестве примера привел подушки безопасности для автомобилей Лада. Также необходимо провести ребалансировку экспортно-импортного сектора, являющегося источником нынешнего нездорового укрепления рубля. Кстати, сегодня на форуме прозвучало, что в последние недели отмечен рост импорта, в первую очередь, за счет промежуточных технологических продуктов. Параллельный импорт заработал?
Особая роль отводится банковскому сектору, который не привык кредитовать высокорисковые предприятия. А ведь к ним сегодня относится значительная часть нашей экономики, находящаяся в поиске новых поставщиков и новых рынков сбыта.
Эльвиру Набиуллину спросили, по каким параметрам она бы оценила свою работу через год? Чтобы люди и бизнес доверяли финансовой системе, могли строить деловые и личные планы, не боясь инфляции, ответила она. Антон Силуанов свой KPI видит в том, чтобы «оптимистов было больше».
Через год на следующем ПМЭФе обещали вернуться к этой теме.
Недавно на PublicO эксперты обсуждали тезис о завершении глобализации и даже «островизации» экономик отдельных стран или блоков. Максим Решетников на ПМЭФе сегодня говорил, что нынешняя ситуация – не повод отказываться от плодов глобализации. А вот что ответил на этот вопрос, заданный корреспондентом PublicO, Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка:
- Российская финансовая система показала очень высокую устойчивость и во время ковидного кризиса, и сейчас. Поэтому мы точно выживем. Но нужно ли нам создавать отдельный такой остров – это большой вопрос. На самом деле, мы видим по нашим транзакциям, что мы меньше работаем с Западом, но гораздо больше с Востоком и Югом. Мы активно пошли на Ближний Восток, в Китай, Индию. Понимаем, что следующие наши шаги будут в африканском направлении. Мир-то ведь очень широкий. Там есть очень большие возможности для заработков, и для нас, и для наших партнеров за рубежом.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO