Федор Лукьянов, директор по научной
работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» и
главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», в интервью
специальному корреспонденту PublicO
на
ПМЭФ-23 Илье Колосову делится своим не очень оптимистичным видением ближайшего
экономического и политического будущего:
- Я думаю, что поступательное, более-менее размеренное развитие для нас закрыто. В силу того, что идёт экономическая война, целенаправленные и беспрецедентные ограничения. Это надолго. Никакой видимой перспективы изменения ситуации нет. И, естественно, это отсекает целый ряд возможностей, которые были раньше. Отсюда надежда найти нечто, что поможет обойти всё это.
Я не думаю, что тут возможны какие-то
волшебные палочки. Но дискуссии на эту тему важны, поскольку мир меняется очень
быстро и то, что предавалось анафеме недавно, оказывается реальным, возможным и
даже эффективным. Это касается не только России. И консенсус, который был до
этого о том, как всё должно развиваться (Вашингтонский или, как угодно, его
назовите) - его больше нет. И не потому, что РФ начала СВО, а, в принципе, он
иссяк. Поэтому надо обсуждать. Другой вопрос, что не надо улетать "в
стратосферу". А то у нас есть любители в Зазеркалье уходить. Вот это
ничего не даст.
- Считаете ли вы, что прежние модели глобального экономического взаимодействия перестали существовать? Дело в том, что здесь, на ПМЭФ, мне не раз приходилось об этом слышать. Может быть, нам просто хочется так думать, поскольку мы уже не участвуем в этих моделях?
- Не думаю. Мы, конечно, хотим так представить ситуацию и для нас это объективная необходимость. Нам нужно, чтобы это всё прекратилось, честно говоря. Но проблемы с мировыми концепциями начались отнюдь не в 2022 году, а намного раньше. Поворотным моментом были 2008-09 гг., когда стало понятно, что прежние принципы экономического развития, которые шли с Запада, переживают кризис – и прежде всего там. А дальше мы видели развитие этого кризиса. Пандемия очень поспособствовала, СВО тоже. В результате то, что было ересью 10 лет назад, типа протекционизма, сейчас становится нормальным инструментом экономического развития. Поэтому циклы никто не отменяет, и мы находимся в конце одного и, видимо, в начале другого. И дело тут не только в нашем желании. Другое дело, что мы на это очень рассчитываем, а вот сможем ли использовать? Гарантий нет.
- Я сегодня говорил с одним известным политиком, который сказал, что не экономика сейчас первична, что нужно сначала решить политические вопросы. И куда же нас ведёт политика?
- Политика нас ведёт к конфликтам. Не только нас, всех ведёт. Политика полностью подмяла под себя экономику и то, что казалось совершенно невозможным совсем недавно, потому что это нецелесообразно и невыгодно, сейчас происходит. Если бы 20 февраля 2022 года кто-то сказал, что возможен быстрый разрыв энергетических отношений РФ с Европой (Германией, в частности), никто бы не поверил. А в ноябре это уже было фактом, когда взорвали Северные потоки. Поэтому политика нас ведёт к войнам. И прямым, и гибридным. И сейчас главное - техника безопасности. Попробовать избежать наихудшего, а уже потом экономический рост.