ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Почему Россия не может принять план Ди Майо

Почему Россия не может принять план Ди Майо

Фото: unsplash.com

Италия предложила схему мирного урегулирования на Украине, его детали опубликовала газета La Repubblica.  Документ был передан генсеку ООН, странам-членам G7, а также в МИД России.

Зампредседателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев уже раскритиковал этот план, написав в своем телеграм-канале, что он «составлен на данных провинциальных газет и украинских фейках».

            Согласно опубликованным данным, план Италии состоит из 4 этапов. Первый — прекращение огня. Второй шаг — обсуждение международного статуса Украины и ее нейтралитета. Он должен сопровождаться гарантиями безопасности этой стране. Третий этап касается территориальных вопросов и статуса национальных языков. Наконец, финальный шаг — новое многостороннее соглашение о мире и безопасности в Европе. Оно предполагает полный вывод российских войск с территории Украины и постепенное снятие санкций. При этом этот план предполагает возвращение территорий Донбасса и Крыма в состав Украины на условиях автономии и сохранения статуса русского языка.

            Российские эксперты считают, что в нынешнем виде план Италии не реалистичен, в частности, статус Крыма Россия даже не будет обсуждать, однако само его появление эксперты приветствуют. Политологи отмечают, что, очевидно, Италия предварительно обсуждала свои предложения с другими странами-членами ЕС, хотя этот план противоречит заявленной позиции США и Великобритании по поводу ее ставки на военное поражение России за счет ленд-лиза, финансовой и военной помощи Украине.

            Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики Алексей Фененко говорит, что действительно, документ содержит ряд моментов, которые Россия не примет к реализации, например, в нем содержится понятие «спорные территории» в отношении Донбасса и даже Крыма: «Получается, что Россия будет вынуждена косвенно признать спорный статус Крыма, который мы отрицали на протяжении последних восьми лет. Теперь это будет выглядеть как очевидная неудача России».

            «Момент второй, немедленная остановка военных действий будет означать, что территория не то что Донецкой, даже Луганской республики до конца не освобождена. По сути, это будет выглядеть как военно-политическая неудача для России. Я думаю, что цель этих предложений - свести итоги военного конфликта к дипломатической неудаче для нашей страны. Тогда это можно будет подать как победу Украины и западной коалиции, что для России, естественно, не подходит. Я думаю, что все эти предложения — последствия отвода российских войск от Киева и Чернигова, что на Западе интерпретировали как нашу военно-политическую неудачу. А раз для России это - неудача, можно усиливать дипломатическое давление и поставки оружия. Как только пошли победы на фронте, страны НАТО сразу задумались над тем, как свести к минимуму возможную неудачу Украины», - считает Фененко.

            Политолог Дмитрий Суслов в беседе с корреспондентом PublicO также высказал мнение, что в целом Россия будет приветствовать сам факт того, что Италия стремится содействовать прекращению войны чем раньше, тем лучше, и не путем тотального поражения одной из сторон, а именно путем политико-дипломатической договоренности, это очень выгодно отличает позицию Италии, а также Франции и Германии от позиции США, Великобритании, Польши и Прибалтики, которые выступают за войну на истощение, войну до последнего украинца.

            «В то же время, мне кажется, что Россия не будет удовлетворена теми деталями плана, который предложили итальянцы. Мы не видели оригинала этого плана, но, судя по комментарию Дмитрия Медведева, заместителя главы Совета безопасности России, этот план неприемлем, причем категорически. Со слов Медведева, он предполагает сохранение и Донбасса, и Крыма в составе Украины. Это категорически противоречит российским требованиям и не может рассматриваться всерьез вообще. Если правда, что итальянцы выступают за автономию Крыма и Донбасса в рамках Украины, то данный план представляется совершенно неприемлемым», - говорит политолог о неосуществимых деталях плана Италии.

            Политолог Сергей Марков, отнесшийся к предложениям Италии значительно более мягко, чем заместитель председателя Совбеза РФ, также отмечает, что само по себе появление такого плана – неплохой признак.

            «Очевидно, что этот план – это не предложения одной Италии, а скорее, «европейской партии мира», то есть тех, кто не согласен с английским и американским проектом, что с Россией надо воевать, как говорят, «до последнего украинца». С этой «партией» надо обязательно работать, некоторые их предложения приемлемы – например, заключение нового общеевропейского договора по гарантиями безопасности с Россией. Проблема в том, что, например, еще ос времен Минска-1 киевским режим использовал режим прекращения огня только для все большей милитаризации зоны соприкосновения с целью постоянного возобновления боевых действий. Говорить о мирном урегулировании со стороной, которая хочет только воевать, бессмысленно. Также эти предложения не учитывают, что на Украине нет правительства в обычном смысле этого слова. В Киеве у власти находятся люди, сознательно убивающие своих оппонентов, по их приказу украинские солдаты ведут себя на собственной территории, как на оккупированной, используют мирных людей, как живой щит. Это – восемь лет массового террора, и Европе пора пытаться прекратить попытки закрыть на это глаза. Вопрос о статусе Крыма Россия обсуждать не будет вовсе, а автономия, которая предлагается для Донбасса должна быть проведена для всей Украины, более того, русский язык должен там стать вторым государственным повсеместно.  Но самое главное – Украина должна перестать быть марионеткой США, необходимо восстановить ее суверенитет, как государства, это должно быть важнейшей частью будущего договора», - считает Марков.

            Ряд экспертов напоминают, что пока обе стороны, и российская, и украинская, хотят добиваться собственных целей и выйти из нее победителями, а мирное урегулирование могут воспринять, как поражение.

            «Не уверен, что Кремль уже готов к принятию этого плана. Там его, скорее всего, сочтут «распиской в поражении». В конце концов, велика вероятность того, что российской стороне все равно придётся согласиться на нечто подобное, однако до того, как до неё это дойдёт, ей необходимо будет столкнуться с внутренним кризисом - и экономическим, и политическим - чуть большего масштаба, чем сейчас», - отмечает политолог Аббас Галлямов.

            Политический эксперт Михаил Захаров напоминает, что сейчас мирные переговоры между Россией и Украиной заморожены, так как обе стороны намереваются победить военным путем.

            «Мирный план Италии выглядит нереалистично. Россия будет настаивать, что Крым – это часть страны, а Донецк и Луганск надо признать независимыми. Более того, ни один российский политик, который планирует вести свою деятельность в России, не будет обсуждать передачу Крыма Украине», - добавляет он.

            Итальянский мирный план для Украины, несомненно, вырабатывался не только Италией. Не особенно скрывается, что осуществлялись неформальные и негласные консультации между спецпредставителями Рима, Берлина и Парижа, рассуждает в беседе с PublicO кандидат исторических наук, политолог Сергей Станкевич.

            «Эта тройка европейских тяжеловесов крайне озабочена тем, что военный конфликт в Украине самым очевидным образом превращается в региональную, а затем неизбежно перерастёт в мировую войну. Для этого созданы все институциональные условия – «коалиция Рамштайн» из 40 государств, работающих на поражение России, программа ленд-лиза и «пакет Байдена» по срочному тотальному перевооружению и финансовой подпитке Украины в течение 6 месяцев на рекордную сумму в 40 млрд. долларов. Тригерром, сигнализирующим об ускоренном разрастании войны до глобальной, станут поставки в Украину американских РСЗО M270 MLRS, способных вести огонь тактическими баллистическими ракетами на дальность до 300 км. Это поставит под удар такие города как Белгород, Курск, Брянск, Ростов и Воронеж. Срочной поставки таких систем настойчиво требуют президент Зеленский и глава его офиса Ермак. Запрос рассматривался на конференции «коалиции Рамштайн» 23 мая, решено продолжить оценку рисков», - говорит Станкевич.

            Он обращает внимание, что появление такого плана означает столкновение двух позиций: президента Украины Владимира Зеленского и главы его офиса Андрея Ермака, которые просят у Запада любое оружие, чтобы Киев мог победить и миротворческая линия премьер-министра Италии Марио Драги, канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эмманюэля Макрона.

            «Вашингтон очевидным образом колеблется. Ответственность слишком тяжела. Наверняка в Пентагоне и разведсообществе США есть понимание того, что ответом на ракетные обстрелы крупных российских городов вполне вероятно станет применение армией РФ тактических ядерных зарядов (артиллерийских снарядов и мин) мощностью до 2 килотонн. Таких зарядов в арсенале Москвы не менее 2000. После первого в истории применения на поле боя такого инструмента никто не знает, удастся ли сдержать дальнейшее разрастание конфликта уже в ядерном формате», - описывает эксперт наихудший сценарий.

            Диспозиция, по словам Станкевича, пока такова: «В Киеве, судя по заявлениям официальных лиц, пока преобладает ставка на победу с отказом от переговоров и любых территориальных компромиссов. Понятно, что это в значительной мере тактический блеф, под который предполагается подгрести ракетные козыри, чтобы затем выложить на стол переговоров «флешь рояль». Лидеры старой Европы не склонны втягиваться в эту азартную игру, в которой они могут реально всё потерять. Пока они могут только тормозить сползание к пропасти, но не изменить направление движения».

            Екатерина Винокурова, специально для PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров