ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Политологи: мятеж не должен повториться

Политологи: мятеж не должен повториться

Состоялся круглый стол ЭИСИ "Пригожинский мятеж": почему он не мог закончиться удачей".

Анонс мероприятия читался так:

«Военная акция бизнесмена Евгения Пригожина, безусловно, была обречена на провал с самого начала. "Вооруженный мятеж, попытка которого произошла в минувшие выходные, в любом случае был бы подавлен", — отметил в своем обращении Президент РФ В.В. Путин.

Активной поддержки у Пригожина не оказалось ни среди элит, ни среди граждан. Напротив, мы наблюдали единение вокруг российской власти и Президента Владимира Путина. Именно патриотический настрой россиян сыграл решающую роль в остановке мятежа. Важным фактором провала планов Пригожина стало и поведение основных политических игроков современной России.

Очевидно, Евгений Пригожин переоценил свою популярность и влияние, в итоге сделав неправильный выбор. Он не смог справиться с испытаниями и достойно пройти огонь, воду и медные трубы.

Как реагировали политические игроки на демарш Пригожина? Почему демарш был обречен практически изначально на провал? Стоит ли запрещать частные военные компании в принципе? Насколько эффективны ЧВК в современном мире?».

***

Политолог Алексей Мартынов в своем выступлении отметил, что еще неделю назад никто не мог предположить, что такое возможно.

«Ложное понимание того, что происходит, и зачастую базирующееся на жизни в соцсетях. Реальная жизнь отличается от жизни в Телеграме. А человек погрузился в Телеграм и сошёл с ума, оторвался от реальности. Надежда на виртуальную среду не оправдана и очевидно, что наше общество мгновенно консолидировалось вокруг власти. Мы массу прививок от таких вещей получили за последние 30 лет. Общество научилось консолидироваться вокруг власти.

Живые участники СВО, ветераны, силовые структуры мгновенно среагировали - консолидировались вокруг власти, флага, президента. Такие вещи требуют глубокого анализа со стороны правоохранительных структур. Это надо расследовать внимательно, и это будет сделано.

Хотел бы сказать о реакции жителей новых регионов. С одной стороны, они новые, с другой – там продолжается война, противостояние за их судьбу. И конечно люди погружаются в это, в почти 10 лет гражданской войны. Посмотрите, какая поддержка Путина. Это дорогого стоит.

Хочу обратить внимание на события состояние людей в эпицентре событий, в Ростове.

Ужас из соседнего государства приходит к нам на улицы. Но тем не менее, никто не растерялся. Никто не ударился в панику, ни там, ни по всей стране. Но все общество было уверено, что мятеж будет подавлен. Были шансы разрешить кризис без резких мер, и им воспользовались

Имиджевые потери неминуемы. Но с одной стороны - жизни людей, с другой – имиджевые потери. Естественно, жизни важнее, чем имиджевые потери. Кризис разрешился благодаря личной воле президента. Он лично через себя это пропустил, но выполнил главную функцию президента, миссию», - сказал Мартынов.

Депутат Госдумы, политтехнолог Олег Матвейчев отметил, что за несколько месяцев предупреждал об ура-патриотическом майдане.

«На меня вылили кучу грязи. Обвинили либералом, что я против патриотов.  Не прошло и полгода, и вот оно случилось. Но, конечно, этот майдан готовился на весну 2024 года. Задача наших заклятых партнеров - раскачка ситуации

Они говорили, что надо критиковать Шойгу, окружение Путина и подводить всех к мысли, что рыба гниет с головы. А потом подвести всех к этой мысли к президентским выборам с настоящим майданом.

То, что сейчас случилось – можно назвать медицинским словом аборт, или фальстартом. Он произошел исключительно по вине Пригожина.

Ура-патриотическая общественность – искренние, но глупые. Считают, что если человек – патриот, то это индульгенция чтобы творить непотребства. Я их одергивал последние месяцы, получал плевки.

Кто поддержал мятеж, а кто нет? Конечно, для американцев, украинцев это было шоком, неприятностью. Сразу поняли, что это фальстарт. Им не удастся раскачать ситуацию и победить.

Тем не менее, дали команду попытаться выжать все, что угодно, из этой ситуации.

Несмотря на то, что Пригожин под санкциями, объявлен террористом – было объявлено, что нам всем надо его поддержать.

Ходорковский (объявлен в России иноагентом), координатор иноагентов, заявил, что надо поддержать мятеж, Зеленский даже, и многие другие иностранные акторы.

У меня есть перед глазами мониторинг деятелей, которые выступали. Первая группа – те, кто поддержал президента, это самая большая группа. Вторая – те, кто заняли позицию осторожную. А есть люди, которые заявили, что они действительно с Пригожиным. И это ряд Телеграм-каналов, ура-патриоты, и прямые враги.

В одной койке оказались Латынина, Ходорковский (оба признаны иноагентами),   ряд ура-патриотических каналов, которые заявили о поддержке или стали оправдывать Пригожина.

А по поводу тех, кто начал трусить – нужно проводить расследование. Коллега по Госдуме Гусев выступил с предложением – расследовать все вылеты за границу наших чиновников, или сотрудников госкорпораций, когда была самая тяжелая ситуация. Его поддержала остальная Госдума.

Мы доведём это дело до конца. Чтобы все фамилии были названы, и эти люди были наказаны», - заявил Матвейчев.

Директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев полагает, что военной угрозы не было.

«Одна колонна, которая шла – 2-3 танка, несколько БМП, пушек тоже небольшое количество. Заслоны, которые сформировали на их пути, они бы никогда не прошли. У Минобороны есть артиллерия, авиация. Может быть, ЧВК еще кого-то бы сбили, но их бы расстреляли.

Может быть, райцентр какой-то захватили, но их бы перебили все равно.

Слава богу, благодаря президенту этого не случилось. Его выдержке. Момент обращения президента был идеологически очень важен, его жесткая оценка.

С полицейской точки зрения, ситуация экстраординарная. Но с военной - ничего экстраординарного.

Несколько тысяч человек, да. Но не хватало тяжелой техники, они бы не дошли до Москвы.

Надо закладывать механизм, чтобы это не могло повториться. Механизм контроля таких групп, как бы их ни называли – ЧВК, добровольческие отряды и так далее.

Государство сейчас серьёзно этим занимается». – говорит Григорьев.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров