ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Правый Ренессанс: буря в стакане воды

Правый Ренессанс: буря в стакане воды

«Повсюду в Европе люди стремятся снова взять свою судьбу в свои руки!» — написала дней десять назад Марин Ле Пен в связи с победой шведских правых партий на парламентских выборах. Сегодня у тех в Европе, кого советская пропаганда называла неофашистами, еще больший повод для радости. В Италии на внеочередных парламентских выборах одержала верх правая коалиция. Премьером будет лидер партии «Братья Италии» во главе с Джорджей Мелони.

         Националистические клыки

         Вот уж правая, так правая. Еще недавно заявляла, что «Муссолини был хорошим политиком». Политическую карьеру с юности строила в молодёжной секции Итальянского социального движения (MSI) – неофашистской партии, основанной в 1946 году последователями Бенито Муссолини. Среди членов партии «Братья Италии» - внучка диктатора Ракеле Муссолини и правнук диктатора Гай Юлий Цезарь Муссолини, да и множество менее именитых поклонников основателя фашизма.

         Да и саму Мелони трудно отнести к либералам. Список ее грехов в изложении New York Times выглядит так: «В прошлом она характеризовала евро как «неправильную валюту» и выражала поддержку Виктору Орбану из Венгрии, Марин Ле Пен из Франции и другим «нелиберальным демократиям» в Восточной Европе. Она подвергла резкой критике «брюссельских бюрократов» и «эмиссаров» Джорджа Сороса, любимого пугала правых националистов и теоретиков заговора, изображающих мир, которым управляют еврейские финансисты-интернационалисты. Остается опасение, что, придя к власти, г-жа Мелони сбросит свою проевропейскую овечью шерсть и обнажит свои националистические клыки, вернувшись к протекционизму, уступив своим обожающим Путина партнерам по коалиции, отменив права геев и подорвав либеральные нормы ЕС».

         Партнёры по коалиции – это, во-первых, вновь ставший сенатором на этих выборах патриарх итальянской политики Сильвио Берлускони. «Друг Путина», который в своё время признал законность присоединения Крыма к РФ, подчёркивая, что полуостров "был российской территорией и лишь по странному стечению обстоятельств достался Украине". Во-вторых, лидер партии «Лига» Маттео Сальвини. В свое время в ранге вице-премьера он приезжал в Москву и фоткался на Красной площади в майке с фотографией Путина. Сейчас он называет антироссийские санкции неэффективными и требует от ЕС компенсаций Италии.

         Именно поэтому накануне выборов в интервью Der Spiegel главный конкурент Мелони социал-демократ Энрико Летта сказал: «Если правые победят в воскресенье, Путин будет самым счастливым человеком на свете». Летта также заявил, что победа правых приведет к ослаблению европейской интеграции и европейской поддержки Украины.

         «Мы за санкции против России»

         Очень бы хотелось бы в это верить, но оснований, честно говоря, немного. Сама Мелони говорит, что её партия находится на стороне Запада, и осуждает "жестокую агрессию" России против Украины. Она утверждает, что Европа, помогая Украине, якобы борется не столько с Россией, сколько с Китаем, влияние которого может вырасти в случае победы Москвы. Вице-президент партии Берлускони "Вперед, Италия" и бывший глава Европарламента Антонио Таяни в интервью агентству Bloomberg сказал: "Наша позиция очень ясна. Мы за санкции против России. Нам нужно защитить наши семьи и наши компании, поскольку мы платим за санкции экономическую цену. Это цена защиты ценностей".

         Да и Берлускони с Сальвини не раз публично высказывали резкую критику российских действий на Украине. Так что придавать особого значения победе правых в Италии не стоит. За них проголосовали просто потому, что они пообещали итальянцам, страдающим от неподъемных счетов за электроэнергию и рекордной с 80-х годов инфляции, снижение налогов и досрочный выход на пенсию. Реализовать эти планы с учетом госдолга страны в 147% ВВП будет трудновато, но в Италии правительства традиционно меняются раз в полгода-год, да и крайне редко выполняют свои предвыборные обещания.

         «Мелони и ее предложения могут не нравиться, но навешивать на них ярлык фашистов попросту неправильно, - считает итальянский историк Джованни Орсина. - Международные обязательства Италии, особенно в рамках ЕС, оставляют мало пространства для радикализма».

         В современном мире политические ярлыки почти ничего не значат. Правые, левые – эти дефиниции в холодильник не положишь. Пообещала Мелони гипотетическое снижение цен на электричество, вот итальянцы дружно за нее и проголосовали. Провалится (что неминуемо), через год или даже раньше пойдут голосовать за социал-демократов или коммунистов.

         Нам в России от этих итальянских смен ориентиров проку еще меньше. Вот в Польше, с точки зрения Брюсселя, тоже у власти правые антилибералы. И что? Правые в Европе реализуют свою политику внутри стран – в сфере иммиграции, борьбы с преступностью, как бы они ее ни трактовали, прав женщин, геев и т.д. Внешняя политика остается без изменений. В Швеции правые, приход к власти которых так восхитил Ле Пен, не меньше предыдущего правительства поддерживают вступление в НАТО, выступают за продолжение помощи Украине и рост военных расходов.

         И даже Виктор Орбан, хоть и фрондирует в ЕС, но по принципиальным вопросам голосует как все.

Александр Богомолов, обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров