Министерство науки и высшего образования РФ объявило конкурс на получение государственной финансовой поддержки проектов по созданию высокотехнологичных производств, реализуемых вузами и научными учреждениями в сотрудничестве с российскими предприятиями реального сектора экономики. Субсидия предоставляется на трехлетний период в объеме не более 100 млн рублей в год. Конкурсная поддержка – один из шагов по практической реализации идеи технологического суверенитета страны путем создания высокотехнологичных производств в нашей стране.
Ранее Минэкономразвития, совместно с профильными ведомствами по поручению премьер-министра Михаила Мишустина, представили сценарии развития экономики России до 2030 года. Если вкратце, то: в 2024 году будем устойчиво расти, внутренние инвестиции покажут рост, импорт и экспорт необходимо перестроить, проекты импортозамещения нужно поддерживать, технологическую самостоятельность, особенно в оборудовании и ПО. В целом это достаточно логичные планы, которые вполне накладываются на регрессию национальных интересов за последние 8 лет. Но все далеко не так однозначно, как может казаться.
Инвестиционный климат в России неуклонно холодает – если в 2013 году прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики РФ составили $85,21 млрд, то к 2021 году они сошли до $30,7 млрд. Если же говорить о частных инвестициях наших сограждан, то на 2021 год совокупная стоимость их активов на конец прошедшего года составляла 8,3 трлн рублей. С тех пор традиционные инвестиционные инструменты и цифровые активы обрушили сбережения многих людей, а потому для того, чтобы оно еще раз вложило свои «кровные» куда-то из области инвестиций, придется придумать очень привлекательные условия. Например, если рассматривать этот вопрос в плоскости инвестирования в стартапы, для бизнес-ангелов придумали инструмент возмещения части вложений в проект, а именно — возврат половины суммы, которая будет равна 100% НДФЛ за три последних года.
Перестроение направлений импорта и экспорта, прописанное в транспортно-экономическом балансе до 2030 года, звучит скорее, как констатация факта, нежели как план. Но, в отличие от инвесторов внутреннего рынка, для экспортеров уже сформированы достаточно сильные институты поддержки, в том числе как официальные центры поддержки регионального и национального масштаба, так и специальные программы от РЭЦ, Корпорации МСП, ВЭБ и так далее. Пожалуй, самое главное, о чем стоит упомянуть – поддержка в том числе идет на денежный ресурс, а именно льготное кредитование и компенсация определенных затрат. В эту же логику укладывается и конкурсная поддержка создания высокотехнологичных производств от Минобрнауки РФ.
В случаях, когда рынок сформирован, а новое чудо техники родилось благодаря светлым умам наших соотечественников, можно смело начинать операцию по поддержке импортозамещения. В России вот уже 18 лет функционирует фонд содействия инновациям (ФСИ), который ежегодно увеличивает не только количество заявок на грант, но и сам объем материальной поддержки. По поводу конкуренции можно не переживать – как показывает опыт, если проект имеет высокий потенциал, то грант ему обеспечен. Другой существенной проблемой, останавливающей большинство участников, является строгий формат заявки и отчетности. Также неопытных исследователей отпугивает строчка о том, что фонд имеет право потребовать средства обратно при недостижении результатов. А вот фонд развития промышленности (ФРП) помогает бизнесу льготным кредитованием, софинансированием и компенсацией затрат на логистику – но, чтобы получить ее, нужно предоставить множество документов, совокупность которых должна излучать тяжбы в связи с импортозамещением. Справедливости ради стоит упомянуть, что фонд выделяет существенные суммы от 1% годовых.
Последнее, что хотелось бы обсудить – это обеспечение технологической самостоятельности. Самостоятельность в технологиях невозможно реализовать везде – если каждая страна будет по отдельности изобретать компьютеры, автомобили и телефоны, то это несомненно приведет к каким-то интересным наблюдениям, но с точки зрения человеческого прогресса – это безумие.
Распределение труда и капитала позволило бы эффективно распоряжаться ресурсами и достигать правильных результатов в правильные сроки. Но главный вопрос в том, как это сделать? Россия не раз подхватывала инициативы по созданию эффективного производства – это были и кластеры, и особые экономические зоны, и технопарки, и, наконец, инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ). На сегодняшний день множество объединений попросту вымерло или продолжает существование лишь формально. Но все-таки будущее технологической независимости освещается именно фонарем от ИНТЦ.
Создание ИНТЦ является ответом на вызовы и потребности, которые актуальны для России в настоящем времени: инноватор, в виде юридического лица, обладающий достаточным желанием и компетенцией для создания востребованной продукции, получает статус участника проекта. Этот статус не только позволяет участнику пользоваться инфраструктурой и инвестиционно-деловыми связями центра, но и освобождает организацию разработчика от головной боли, связанной с юридическим и бухгалтерским документооборотом, от налогов на прибыль, имущество, добавленной стоимости, части страховых взносов и даже возмещает таможенные платежи. Широкий спектр индустриальных и стратегических партнеров позволит не только привлекать финансирование на свои проекты, но и пилотировать их на реальном производстве, дорабатывать продукцию, и разрабатывать новые востребованные решения. Также есть существенная проблема с источниками проектов. Но ее можно решить – если талантливые студенты будут параллельно учебному процессу находиться в инновационной инфраструктуре вуза, то это сэкономит года созревания инноваторов.
Любые инициативы должны соответствовать требованиям своего времени. В текущих условиях 2022 года отток специалистов удастся сдержать только правильным распространением информации о возможностях профессионального развития и коммерческого успеха, особенно среди молодежи. Технологический суверенитет достижим, но для этого могут потребоваться намного большие средства, чем при торговой коалиции со странами-партнерами.
Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д. И. Менделеева, резидент экспертного клуба ЦСР