ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Противостояние Wildberries и Visa. Кто защитит права потребителей?

Противостояние Wildberries и Visa. Кто защитит права потребителей?

unsplash.com

Ведущая торговая интернет-площадка Wildberries 16 августа объявила о введении новых ценовых условий. В сообщении ритейлера говорится о том, что "разница в стоимости товаров достигается за счет значительно более низких комиссий при обработке транзакций отечественными платежными системами, в то время как комиссии международных платежных систем достигают 2%. Поэтому, выбирая при оплате заказа «Мир», СБП или SberPay, россияне могут сэкономить на покупках 2%". Заявление означает, что, совершая покупку с помощью карты международной платёжной системы - Visa, Maestro или Mastercard - покупатель вынужден оплачивать дополнительный комиссионный сбор.

Снижение цен на Wildberries для держателей карт «Мир», Системой быстрых платежей и SberPay, и одновременное взимание двухпроцентной комиссии с тех, кто оплачивает товары картами международных платёжных систем, вызвало негодование многочисленных пользователей маркетплейса.

Внимание к деталям

Социальные сети начали пополняться гневными публикациями покупателей, обычно совершающих оплату через Mastercard, Visa и Maestro -- теперь любая покупка товаров через данную торговую площадку обойдётся для них дороже. Внимательные пользователи заметили, что комиссионный сбор является дополнительной оплатой, тогда как при покупке через российские системы платежей комиссия за эквайринг уже учтена и "вшита" в окончательную цену.

По сообщениям РБК, в среднем размер комиссионных за эквайринг установлен в размере 1,2-2,2%, и разница здесь зависит от категории товара или типа карты. Что же касается супермаркетов, а также магазинов, торгующих бытовой техникой и одеждой, то при оплате покупок по QR-коду через СБП комиссия составляет 0,4 процента.

С помощью своего нововведения, а именно снижения цен для пользователей российских платёжных систем и взимания комиссии с держателей иностранных карт, крупный ритейл Wildberries планирует продемонстрировать клиенту цену, не включающую в себя комиссию за транзакцию, и предоставить ему сделать выбор по оплате. По словам представителя торговой площадки, отечественные системы электронной оплаты на сегодняшний день имеют наиболее низкие тарифы, именно по этой причине пользователи данных систем и будут освобождены от уплаты комиссии. Что же касается иностранных платёжных систем, то взаимодействие с ними обходится маркетплейсу дороже, чем с российскими, те же пресловутые 2%.

Своя игра - свои правила

Mastercard и Visa прокомментировали нововведение Wildberries на следующий день, 17 августа. Представители международных платёжных систем отметили в СМИ, что их правила запрещают торговым площадкам брать дополнительные комиссионные платежи с держателей их карт. "Торгово-сервисная компания в процессе подписания договора эквайрингового обслуживания с банком автоматически соглашается с правилами системы", - сказал журналистам представитель Visa.

Как сообщили "Ведомостям" в Wildberries, введенная двухпроцентная комиссия дополнительной не является. «Эти комиссии существовали всегда, но просто не отображались. Полученная комиссия будет удерживаться сначала Wildberries, а затем идти в банк-эквайер, - отметил представитель ведущего российского ритейла.

Пользователи маркетплейса, а также клиенты иностранных и отечественных платёжных систем пристально и с интересом следят за развитием событий и обнародованием правил игры участниками конфликта. Однако, мало кто из сторон спора задумывается в данный момент о потребностях и защите прав потребителей.

Скандалы, интриги, расследования?

Новые ценовые условия Wildberries, а также введение комиссии 2% при оплате товаров с помощью иностранных платежных систем вынудили Visa назвать политику маркетплейса дискриминационной и начать собственное расследование. Интересно, что обе стороны в процессе противостояния дают комментарии априори самым известным СМИ, демонстрируя тем самым намерение сделать конфликт публичным и "громким".

«Правила платежной системы Visa, наши тарифы и позиция относительно взимания дополнительной комиссии при оплате по картам остаются неизменными», — сказал представитель пресс-службы. "Компания последовательно выступает против такой практики, поскольку убеждена, что такие действия негативно сказываются не только на потребителях, но и на самом бизнесе», - сообщил представитель Visa "Ведомостям". При этом он не уточнил, какие конкретно санкции могут быть применимы к маркетплейсу.

«Теперь наши пользователи видят, как складывается цена на товар, и как они смогут дополнительно сэкономить при покупках на Wildberries. Подчеркнем, что мы не вводили каких-либо дополнительных комиссий — эти комиссии существовали всегда, но не отображались открыто», - прокомментировал Forbes представитель ритейла.

Независимый наблюдатель в лице представителя Федеральной антимонопольной службы заявил "Ведомостям", что в законе о защите конкуренции присутствует "запрет на создание дискриминационных условий только для доминирующих хозяйствующих субъектов". Также наблюдатель подчеркнул - антимонопольный регулятор не содержит никаких сведений о том, является ли Wildberries доминирующим субъектом или нет.

«В связи с этим основания для применения мер антимонопольного реагирования в описанной ситуации отсутствуют», - резюмировал представитель антимонопольной службы.

Пользователи негодуют

Противостояние Visa и Wildberries, перешедшее в публичное пространство, наблюдает огромное количество пользователей и клиентов как платёжных систем, так и ретейла. Но противники пока что заняты собственной борьбой, тогда как о защите прав потребителей стоило бы задуматься в первую очередь.

В социальных сетях, начиная с 17 августа, покупатели разразились публикациями, в которых высказали возмущение новой политикой торговой площадки Wildberries. Посты в Твиттере, содержащие хэштег с указанием торговой площадки, резко вышли в топ микроблога.

- "Wildberries начал взимать комиссию при оплате зарубежными платежными системами Visa и Mastercard. Желаю маркетплейсу Wildberries поскорее разориться, потому что сил моих уже нет".

- "Вот же скоты, накажу Wildberries игнором, благо есть много других онлайн-магазинов".

- "Wildberries теперь хочет, чтобы я платила комиссию за то, чтобы НЕ пользоваться картой «МИР». В отличное время живём. Теперь я готова платить другим маркетплейсам, чтобы не покупать в Wildberries".

- "@wildberries_ru. Король умер — да здравствует король! Пришла пора переходить на Маркет @yandexmarket".

- "@wildberries_ru, горите в аду со своей комиссией, теперь покупки только на @ozon_ru".

Пик возмущения пользователей соцсетей спровоцировал представителей WB объявить о своей готовности к открытым переговорам с Visa и Mastercard.

По закону и вне закона

Известно, что закон, защищающий права потребителей, указывает - продавец не имеет права устанавливать разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты.

"Закон действительно запрещает устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа оплаты, но дьявол, как известно, в деталях: как разграничить собственно цену товара и сопутствующие расходы – это «тонкая материя»", - заявил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.

Юрист в сфере предпринимательства Игорь Скрипка назвал манипулирование ритейла ценами в пользу владельцев отечественных платёжных систем двусмысленным. "Такие крупные мировые игроки, как Visa, могут создать всевозможные проблемы и препоны для Wildberries, если та продолжит проводить подобную политику. Через судебные инстанции могут быть какие-то исковые требования. Ну или просто перестанет проводить платежи для Wildberries", - отметил он.

Операционный директор финтех платформы Fastriver Ксения Артемьева также высказала мнение по поводу решения ведущей российской торговой площадки и реакции Visa. "Оценить нововведение Wildberries довольно сложно, потому что не совсем понятно как будет складываться ценообразование для пользователей, и насколько выгоднее окажутся покупки через национальные платежные системы".

«Пока всё это выглядит, как попытка повысить популярность национальных платежных систем. При этом, попытка с явным душком нарушения прав потребителей по части создания дискриминирующих условий в выборе удобных для покупателей способов оплаты», — подытожила Артемьева.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров