ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Раскол Полярного круга

Раскол Полярного круга

Конфликт на Украине в 2022 году радикально переформатировал Арктическую международную систему — можно сказать, что эта система, возникшая в 1990-е годы и сумевшая выдержать обострение общеполитической мировой обстановки и в 2008, и в 2014 годах, сегодня прекратила свое существование. Осложнение отношений с Норвегией в связи с блокадой транзита грузов, поступающих в российское поселение на Шпицбергене, лишь дополнительное свидетельство финала эпохи сравнительно мирного международного сотрудничества за Полярным кругом. Теперь ситуация неизбежно изменится в соответствии со всей логикой глобального противостояния цивилизаций.

          Полярное братство кольца?

          Напомню, что нынешняя, а точнее сказать уже уходящая в прошлое система Арктического взаимодействия была создана в 1996 году, когда по итогам совещания в Оттаве, восемью государствами была принята Декларация о создании Арктического совета. В этот совет входили государства, чья сухопутная территория или океанический шельф выходили за пределы Полярного круга, или же вплотную примыкали к нему: Канада, Дания, Исландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, США и Россия. Все остальные страны и международные организации могли получить лишь статус наблюдателей заседаний Арктического совета, не обладая возможностью оказывать непосредственное влияние на принятие его решений. По существу, созданием Арктического совета закреплялась олигархическая система управления Арктикой: недрами и морскими передвижениями здесь суверенно распоряжались лишь те страны, кому посчастливилось иметь выход к Северному океану. Согласно этой системе Россия могла обладать суверенным правом на контроль над Северным морским путем, равно как и на добычу полезных ископаемых на шельфе Ледовитого океана. Когда таяние ледников в Арктике стало приводить к расширению возможностей северного транзита, стало ясно, что за контроль над Полярным пространством начнется серьезная геополитическая борьба, и система сотрудничества, благоразумно выстроенная в 1990-е годы, может дать трещину.

          Так оно и случилось в 2022 году.

          Отметим еще два момента, касающихся деятельности Арктического совета.  Одним из важных условий его работы был отказ от обсуждения на его заседаниях проблем безопасности.

          Тем самым военные разногласия между Россией и странами НАТО выносились за пределы не только данной организации, но в какой-то степени и за пределы Арктической системы как таковой. То есть, разумеется, Арктика все более милитаризовалась, там регулярно проводились военные учения России и НАТО, и многие исследовательские разработки носили в том числе разведывательный характер. Но деятельность Совета как бы давала основание считать, что можно, оставив в стороне проблемы войны, заняться важными для всего человечества вопросами экологии и выживания коренных северных народов.

          К этому обстоятельству следует добавить еще и то, что последние несколько лет Арктическая система начала испытывать острое давление со стороны претендентов на членство, которым действующие члены были вынуждены давать отпор, тем самым укрепляя собственную солидарность, в иных случаях парадоксальную в контексте глобального политического расклада. Так, в частности, «приполярным» государством несколько лет назад объявила себя Китайская народная республика, которая начала активно строить северный флот в надежде на использование северных морских дорог для оптимизации товарного транзита в Европу. Россия, контролирующая Северный морской путь, и Канада, владеющая Северо-западным проходом, оказывались в этом плане союзниками, причем в альянсе с ними против всех претензий на интернационализацию арктических территорий выступали Дания, отчаянно держащаяся за Гренландию, и Норвегия с гарантированным ею Парижским договором 1920 года суверенитетом над Шпицбергеном. Другим активным претендентом на роль в системе была Великобритания.

          Блокада русских поселений Архипелага

          Между тем, суверенитет Норвегии над Шпицбергеном носил отнюдь не безусловный характер, всем другим подписантам этого договора по этому документу гарантировалось право на разработку полезных ископаемых на архипелаге. Но в настоящее время этим правом пользовалась только Россия, сохранившая на Шпицбергене три рабочих поселка вблизи угольных шахт. В главном из них — городке Баренцбург в настоящий момент проживает около 500 человек. Именно доступ к Баренцбургу был блокирован Норвегией, которая отказалась предоставлять России право на транзит грузов по ее территории на основании принятого ЕС Пятого санкционного пакета, к которому присоединилось и Осло. Теперь в ответ на этот недружественный шаг Россия устами спикера Госдумы Вячеслава Володина и некоторых членов обеих палат парламента грозится расторгнуть подписанный в 2010 году договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, согласно которому Норвегии отошло 175 тысяч квадратных километров морской территории.

          Справедливости ради следует сказать, что ситуация со Шпицбергеном все-таки отличается от литовской блокады Калининграда. Товары в Баренцбург можно перевозить и морским путем, минуя территорию Норвегии. Это будет сделать сложнее и дороже, однако здесь выход теоретически есть, на что и указывают должностные лица страны, включая министра иностранных дел Норвегии Анникен Хюитфельд. Военного столкновения в Арктике ожидать пока не следует.

          Следует ожидать, вероятно, другого.

          Будущее разделенного Севера

          Арктический совет на сегодняшний день практически мертв. 8 июня 2022 года семь членов совета заявили о фактической приостановке его деятельности на межгосударственном уровне при сохранении всех гуманитарных проектов, не задействующих Россию.

          Фактически Арктическая международная система приказала долго жить. Едва ли восьмерка полярных стран способна так же безболезненно превратиться в семерку, как это сделала в 2014 году G-8. Скорее всего, система разделится на две части, и, возможно, это разделение приведет к ее расширению. Американский обозреватель Пол Гобл уже обратил внимание западной аудитории на сделанное в одном из недавних интервью директором Института региональных проблем Дмитрием Журавлевым допущение о возможности создания Россией альтернативного Арктического совета с участием Китая и других «дружественных» России стран, заинтересованных в развитии Полярного пространства.

          С другой стороны, в Ледовитый океан отчаянно пытается прорваться Великобритания, не упускающая ни одного шанса на возвращение себе статуса «хозяйки морей». Английские исследователи Роберт Кларк и Роберто Райт выпустили доклад под названием "Следующий фронт? Российско-китайский экспансионизм в Арктике и британский ответ", в котором призвали к созданию нового военного пакта для сдерживания экспансии России и Китая в Арктике. Он должен быть создан по образцу AUKUS, только место Австралии в нем займет Канада. И называться он, соответственно, должен будет CAUKUS. Одной из важных тактических задач нового объединения в этом случае станет перевооружение канадского флота при деятельной поддержке Великобритании. Будущий арктический альянс России и Китая, в котором нашей стране будет уготована роль младшего партнера, у авторов доклада сомнения не вызывает.

          Итак, как бы ни разрешилась ситуация вокруг Шпицбергена, Полярный круг с неизбежностью разделится на две враждебные половинки, в каждой из которых, скорее всего, появятся новые игроки. Гуманитарные и экологические проблемы уйдут на второй и третий план, а полярная гонка по добыче полезных ископаемых в постепенно освобождающемся от вечной мерзлоты арктическом шельфе станет одной из главных форм противоборства цивилизаций в XXI веке.

Борис Межуев, главный редактор PublicO

Новости партнеров