ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Реформа воинского учета: причины и странности
Автор: Александр Богомолов, PublicO.

Реформа воинского учета: причины и странности

Дикий случай в Тюменской области, о котором вчера рассказал уполномоченный по правам человека региона Сергей Миневцев. 11 апреля на заседании одного из комитетов Тюменской облдумы он сообщил о возвращении домой психически больного тюменца, находившийся в пункте сбора мобилизованных в Челябинской области. Сергей Миневцев отметил, что мужчина прошел курс лечения в психбольнице в августе 2022 года, но в сентябре его призвали в армию. После обращения родственников тюменца удалось вернуть домой.

Массовость таких историй во время частичной мобилизации убедительно продемонстрировала, что в системе воинского учета у нас большие проблемы. Военкоматы весьма приблизительно знают свой контингент, поэтому работают топорно, для отчетности.

Об этом, в частности, заявлял председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев в своем обращении к министру обороны Сергею Шойгу. «Первые дни частичной мобилизации показали, что военные комиссариаты нередко исходят из логики «палочной системы», формально относясь к формированию мобилизационного контингента. Призывают людей без военно-учетной специальности и боевого опыта или не подходящих по возрасту. В то же время известны случаи отказа в приеме добровольцев из-за того, что военкомат «уже выполнил план», — заявил Фадеев.

Принятый вчера Госдумой законопроект «об электронных повестках» призван устранить эти недостатки. Для организации воинского учета будет сформирован специализированный, соответствующим образом защищенный Единый реестр воинского учета. Создание единой базы данных позволит минимизировать количество вызовов в военкомат по поводу уточнения данных воинского учёта. В случае необходимости будут присылаться извещения. Люди не всегда проживают по месту своей регистрации, иногда по объективным причинам уведомления до них просто не доходят. Чтобы этого не происходило, предлагается дублировать направление традиционных повесток в электронной форме.

Законопроект создает необходимые условия для защиты гражданами своих прав и законных интересов в ходе взаимодействия с военкоматами. В частности, закрепляется обязательный альтернативный порядок обжалования действий военных комиссариатов (например, по введению обеспечительных мер явки, решений призывных комиссий и др.).  В течение 5 дней будут приниматься решения по обращениям и жалобам граждан, что позволит оперативно устранять все нарушения.

Мы неплохо знаем свои конституционные права. Но где права, там и обязанности. Не будем забывать про статью 59 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Где обязанность – там и ответственность. В новом законопроекте это также детально прописано. Жестко, но так устроена жизнь. Dura lex, sed lex, вспомнил вчера латынь спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Но есть в этой истории и странности. Во-первых, экстренность, во-вторых, таинственность. От первого публичного объявления о намерениях до принятия Госдумой закона во всех трех чтениях прошло меньше суток. О появлении законопроекта стало известно буквально перед вынесением его на голосование, а еще несколько дней назад целая группа знаковых депутатов и сенаторов, включая формального инициатора нынешнего законопроекта, с разной степенью эмоциональности опровергали саму возможность внедрения электронных повесток.

Помимо репутационных издержек для этих политиков (очевидно, что теперь их использование в качестве спикеров непродуктивно), у многих наших сограждан возникает резонные вопросы: зачем так-то? что случилось?

Ожидать массовых протестов, конечно, не стоит. Но давайте вспомним историю с введением QR-кодов во время пандемии. Это вызвало в народе явное недовольство и разговоры о «цифровом концлагере».

Известный военкор Рыбарь в своем тг-канале пишет: «… власти опять наступили на те же грабли и просто забыли хоть как-то объяснить людям, зачем это нужно и к чему готовиться. И это уже привело к печальным последствиям: многие рефлекторно побежали удалять аккаунты в Госуслугах, чем откатили назад многолетнюю работу властей по цифровизации и подорвали доверие к вполне неплохим рабочим инструментам. Одновременно остаются нерешенными проблемы с отказниками, статусом и обеспечением добровольцев. Отсутствует хоть какая-та работа по набору иностранцев, которые по собственному желанию тысячами (и это не оборот речи) хотят присоединиться к ВС РФ на передовой. Устранение этих недочетов уже сильно поможет делу. Ответственные люди ведь осознают, что чем больше добровольцев и кадровых военнослужащих на фронте, тем меньше нужно будет призывать в случае новой волны мобилизации?»

 

 

 

Новости партнеров