ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Россия под санкциями: контуры НЭПа

Россия под санкциями: контуры НЭПа

«Я прогнозирую другое развитие событий: значительные негативные последствия для экономики всего остального мира, кроме России", — так 11 марта прокомментировал введение санкций против России американский экономист Джеффри Сакс. «Россия — огромное государство, у которого в распоряжении к тому же 1600 ядерных боеголовок — добавил он, - Поставить ее на колени — это просто нереальная, невыполнимая идея. Я не знаю, что в голове у тех людей, которые ее придумали», добавил он.

         Это говорит не какой-то «красный профессор» из провинциального колледжа, а человек, которого журнал «Тайм» называл самым известным экономистом в мире. По мнению журнала The Economist, он входит в тройку самых влиятельных экономистов мира. Один из разработчиков политики «шоковой терапии» в Боливии, Польше и России. С осени 1991 года по январь 1994 года был руководителем группы экономических советников президента России Бориса Ельцина.

Дефолт

         Но Сакс – там, а мы – тут. И читаем только что опубликованное исследование ЦБ, по которому на основе опросов ведущих экспертов вырисовывается такая картина: в 2022 году снижение ВВП на 8%, инфляция около 20%, среднегодовой курс доллара 110 руб. Темпы роста экономики России в 2025–2029 годах будут колебаться около 1%. 

         Реально Запад ввел уже почти все санкции из списка возможных. Дальше только полное отключение от SWIFT, что автоматически прекращает почти  все торговые операции с Россией, формальный полный бан на поставки энергоносителей и других наших экспортных товаров. Разрыв дипотношений, запрет на въезд для всех граждан РФ.

         Что-то упустил?

         Вице-премьер РФ Александр Новак посулил нефть по 300 дол в случае широкого эмбарго. Аналитики, которых цитирует Financial Times, согласны, что это путь минимум к 200 дол за баррель. Такие цены означают потрясение, сравнимое с нефтяным шоком иранской революции 1979 года. Похоже, что сейчас, как и тогда, мир полным ходом движется к суровой глобальной рецессии, пишет FT.

         Поэтому и верховный комиссар ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель заявил 10 марта, что Европа уже практически исчерпала возможности финансового санкционного воздействия на Россию: "Что касается финансовых санкций, конечно, всегда можно идти дальше, но мы уже подошли к границам того, что мы можем сделать".

         На прошлой неделе на заседании правительства министр финансов РФ Антон Силуанов заявил: «За последние две недели западными странами развернута, по сути, финансовая и экономическая война против России. Запад объявил дефолт по своим финансовым обязательствам перед Россией, заморозил наши золотовалютные резервы, всеми способами пытается остановить внешнюю торговлю, экспорт товаров».

         Слово «дефолт» прозвучало. Над глобальными рынками навис призрак дефолта России по внешним облигациям, поскольку множество санкций и контрмер со стороны Москвы в значительной степени отрезали страну от мировых финансовых рынков.

         СПРАВКА. Около половины суверенных облигаций России в твердой валюте принадлежат иностранным инвесторам. 16 марта Минфин должен выплатить 107 млн дол в виде купонных выплат. 31 марта Минфин должен будет совершить еще один платеж на 359 млн дол. 4 апреля Россия должна выплатить уже 2 млрд дол основного долга при погашении евробондов. По данным «Ведомостей», объем внешнего долга России по состоянию на 1 января 2022 г. составлял 478,2 млрд дол. В эту сумму входят обязательства как государства, так и бизнеса. Международные резервы ЦБ по состоянию на 18 февраля 2022 г. составили 643,2 млрд дол. По оценкам экспертов, под санкции попала примерно половина этой суммы. Объем ФНБ на конец января составлял около 180 млрд дол, из них заморожено около 50%. Иностранные банки имеют вложения в Россию на сумму чуть более 121 млрд дол, причем большая часть этой суммы приходится на европейских кредиторов.

         Рынки и рейтинговые агентства оценивают вероятность дефолта России как весьма высокую. При этом ничего страшного в реальности не случится: кредиторы смогут по судам получить свои деньги из замороженных на Западе резервов России, а у нас и так уже все произошло. Но этот дефолт, если он случится, станет наглядным символом полного разрыва отношений с Западом в той форме, какими они были последние 30 лет.

         Повторение пройденного

         Про историю столетней давности вчера вспомнил совладелец «Интерроса» Владимир Потанин, сравнивший запланированную правительством «национализацию» собственности уходящих из России иностранных компаний с действиями большевиков в 1917-1920 годах.  Но вот на фоне сжимающегося вокруг нас санкционного обруча хочется вспомнить не военный коммунизм, а последовавшую за ним новую экономическую политику – НЭП.

         Введение НЭПа началось с отмены продразвёрстки и введения продовольственного налога, то есть разрешалась свободная торговля продовольствием. Началась денационализация промышленности, прежде всего, мелких и средних предприятий. Частные предприниматели и кооперативы могли брать в аренду государственные предприятия. Каждому гражданину, достигшему 18 лет, разрешалось заниматься кустарными промыслами и создавать мелко-промышленные предприятия. Государство также провело эффективную денежную реформу. В результате уже к 1925 г. посевные площади достигли довоенного уровня, при этом поголовье скота и валовой сбор зерна и промпроизводство превысили его.

         И это в условиях тотальной политической блокады, абсолютных экономических санкций и полного отсутствия внешних симпатизантов, кроме Монголии и Тувы.

         Если наше государство сегодня не осуществит экономические реформы такой же степени радикальности, как в 1921 году, наши перспективы туманны. 1% роста в год, как обещают участники опроса ЦБ, это беда. Национализацию ИКЕЙ и МакДональдсов провести несложно.

         Но вот как этим эффективно управлять?

         Самый прямой путь к успеху – самая широкая экономическая либерализация, высвобождение энергии и природной сметливости нашего народа. Государство должно максимально облегчить людям ведение бизнеса, снять все ограничения, бессмысленные регулирования и запреты, отменить штрафы, проверки, дурацкие маркировки. Как в начале 90-х, когда вся страна кинулась торговать, и тем спаслась от голода. Только сегодня либерализация должна охватить всю экономику, а в торговле место тротуара у обочины займут онлайн-маркетплейсы.

         Среди других возможных мер:

         - обеспечение реального производства длинными кредитами по сниженной ставке;

         - снижение налогов на бизнес, в первую очередь, страховых взносов с фонда зарплаты, реформирование НДС;

         - введение реального оборота земель сельскохозяйственного назначения;

         - широкое внедрение патентной системы – купил и крутись;

         - прекращение «кошмаривания бизнеса» и освобождение с обязательной реабилитацией сотен и тысяч бизнесменов, отбывающих по ст.159 (мошенничество);

         Отдельная тема – региональное развитие. Москва уже давно превратилась в черную дыру на дне нашей экономической воронки, высасывающую все соки из регионов. Уйти от этого можно и нужно через систему комплексных инвестиционных проектов развития территорий, таких, как «Урал промышленный. Урал полярный», «Енисейская Сибирь», программ развития Южной Якутии и Нижнего Приангарья.

         СПРАВКА. КИП «Енисейская Сибирь» реализуется на территории Красноярского края, Хакасии и Тувы. Программа включает 32 проекта на сумму 1,9 трлн руб. Инвесторами выступают ведущие российские компании. В скором времени начнется запуск новых предприятий из различных сфер экономики — энергетики, лесозаготовки, сельского хозяйства, добычи и переработки полезных ископаемых. Реализация проектов КИП «Енисейская Сибирь» позволит создать более 100 тыс. рабочих мест.

         После политики военного коммунизма и НЭПа большевики провели индустриализацию. История не циклична, но спиралеобразна. Известный промышленник, президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин уверен, что сейчас самое подходящее время для новой индустриализации, контуры которой 18 марта обсудят в Торгово-промышленной палате. Он уверен, что экономическая политика государства должна быть нацелена на развитие реального сектора через низкие налоги, дешёвые кредиты, мягкую денежно-кредитную политику и разумный протекционизм.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров