
В России начался пожароопасный сезон. Леса горят уже в 20 регионах страны, в том числе, в Иркутской области, Красноярском, Забайкальском крае, в Хакасии, Тюменской и других областях. Авиалесоохрана сообщает, что площади леса, охваченные пожарами, растут ежедневно, потушить их пока не удается.
Леса в России горят ежегодно. В 2021 году после рекордной жары летом в Сибири и на Дальнем Востоке выгорело более 17 млн гектаров, более того, впервые в истории человечества с появления спутникового наблюдения дым от пожаров в России достиг Северного полюса.
Каждый год власти на разных уровнях говорят, что подобного больше допускать нельзя, при этом ситуация повторяется.
Исполнительный директор «Гринпис Россия», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Цыпленков объясняет, что причин бесконечности проблемы несколько.
«Основные бюджетные решения принимаются в октябре, когда пожары успевают забыться. Когда пожары идут на пике – например, в августе, чиновники в публичном поле дают грандиозные обещания. Но пожары заканчиваются, погибших хоронят, сгоревшие деревни забывают, и решения не принимаются», - считает Цыпленков.
По его словам, пожары можно условно разделить на весенние и летние, и причины у таких пожаров разные. Весенние пожары, по словам Цыпленкова, это практически всегда следствие человеческого фактора.
«Граждане занимаются поджогами травы, хотя это запрещено с 2015 года. Эта практика основана на мифах, что это сжигание травы повышает урожайность. Есть просто пироманы, а есть и те, кто считает, что лучше поджечь поле, пока ветер дует на соседнюю деревню, чем ждать, пока его подожгут соседи, когда ветер переменится. И это серьезная проблема. При этом климат меняется, становится суше, и, как говорят пожарные, среди них нет климатических скептиков. Летние пожары – история другая, там тоже часто есть вина человека. Например, не убраны огневые практики из лесного хозяйства. Так, лесозаготовители обязаны сжигать порубочные ставки, но они не всегда следят, чтобы огонь потух. Контроль же недостаточен. Каждый пожар начинается с одной десятой квадратного метра, и лишь потом становится сотней гектар. И снова дается обещание, что будут выделены дополнительные деньги, потом про него забывают. Принимаются решения не тушить пожары, если это экономически невыгодно (сумма ущерба от пожара меньше стоимости его тушения), в итоге, с огнем начинают бороться, когда он подходит уже к городам», - рассказывает эколог.
Депутат заксобрания республики Башкортостан, член комитета по аграрным вопросам, экологии и землепользованию Руфина Шагапова говорит, что главная проблема с пожарами в России - отсутствие системного подхода.
«Леса горели всегда, но таких масштабов, как в последние годы, мы не наблюдали. Одна из самых главных причин — то, что у леса нет хозяина. В нашем недалеком еще советском прошлом лесники знали свою территорию, они обходили ее, понимали, где границы: был «пригляд» за лесом. Если посмотреть по Башкирии (по России, думаю, такая же история, причем, Башкирия еще не в самых худших рядах в этом плане), по статистике 20—30 лет назад лесников было десять тысяч, а по статистике 2-летней давности их осталась одна тысяча! Это говорит о том, что сокращения прошли в 10 раз! Конечно, мы теряем этот лес из-за отсутствия достаточных правильных субвенций из федерального бюджета», - считает Шагапова.
Она поясняет, что, если за леса отвечают федеральные структуры, у местных жителей теряется интерес сохранять их. Леса горят часто, и когда угроза сильна, люди всем миром тушат пожары, но заинтересованности в лесах нет, потому что жители сами ничего оттуда брать не могут. Это правильно, но над этим стоит поработать и законодательно, говорит депутат.
«Самое главное, что настоящих хозяев лесов – лесников, егерей – должно быть много. Лесовосстановительные работы должны быть под особым контролем. На мой взгляд, необходимо увеличить штрафные санкции виновникам лесных пожаров. Сейчас это смешные цифры (от 1000 рублей) по сравнению с тем ущербом, который наносится лесу после серьезных пожаров.
К системному подходу на государственном законодательном уровне мы еще не приступили. Должен быть хозяин, правильное большое финансирование и штрафные санкции, потому что в итоге страна теряет гораздо больше из-за пожаров. Это лежит на поверхности, нужно выправлять ситуацию», - объясняет Шагапова.
Председатель Общественного совета Минприроды, руководитель общественного экологического движения «Альянс Зеленых» Александр Закондырин считает, что сейчас система распределения пожаротушения недофинансирована и неверно организована, так как все распределено между федерацией, регионом и муниципалитетом. При этом весенние пожары действительно часто разгораются по причине человеческой безалаберности и поджога травы, признает он.
«Отрасль недофинансирована, так как да, в этом году выделены деньги на дополнительных сотрудников и технику, но в отрасли очень маленькие зарплаты, и на эту работу просто никто не хочет идти. На региональном уровне денег не хватает постоянно, например, в Забайкалье не хватает ни финансов, ни человеческого ресурса. Федерация через Минприроды старается сейчас стабилизировать ситуацию, выделять дополнительные деньги самым бедственным в этом плане регионам», - говорит Закондырин.
Эксперт считает, что, безусловно, общественное внимание, волонтерская деятельность в профилактике пожаров важна, но все равно тушить пожары должны специальные люди, а отвечать за это должно государство.
«Общественная помощь важна в определении точек контроля, сообщений о начале возгорания, в этом плане роль общественной лесоохраны высокая. Но нужен системный государственный подход. Например, сейчас государство не тушит пожары, если стоимость тушения выше стоимости ущерба, на это просто нет денег и возможностей, если не затронуты населенные пункты», - поясняет Закондырин.
В идеале нужно создавать систему предотвращения пожаров. И не только ради безопасности людей, животного и растительного мира или снижения издержек. Нетронутые экосистемы обладают огромным климаторегулирующим потенциалом, несравнимым с восстановленным лесом, говорит исполнительный директор Фонда рационального природопользования, ранее замминистра экологии и природопользования Московской области Александра Кудзагова.
«Причинами лесных пожаров могут быть палы травы, штрафы за которые сегодня просто мизерные, отсутствие контроля за выполнением лесопользователями противопожарных мероприятий и санитарных рубок – лесников и лесничих тотально не хватает, порубочные остатки часто сжигают. Лес даже поджигают намеренно, чтобы снизить стоимость аренды на аукционе. Нет контроля на рекреационных территориях. Права и полномочия на использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов фактически переданы субъектам Российской Федерации, что приводит к ослаблению централизованного контроля за лесами и увеличивает риск злоупотреблений», - поясняет Кудзагова.
Как и остальные эксперты, она говорит об усилении контроля, например, Кудзагова считает, что можно было бы ввести лицензирование рубки леса, которое уже широко применяется в сфере природопользования: «Открытый реестр лицензий с географическими координатами участков позволил бы легко понимать, кто работает на участке, сколько может вырубить, какие обязательства по охране леса или лесовосстановлению леса должен выполнить».
Кроме того Кудзагова говорит о профилактике распространения пожаров, благо, современные технологии позволяют мониторить очаги возгорания, метеопрогноз, актуализировать лесоустроительные карты. Подобный подход помог бы реагировать более оперативно, считает она.
«Также можно расширить полномочия МЧС, чтобы подразделения пожаротушения могли осуществлять деятельность не только на территориях поселений, но и вне ее, либо создавать специализированные отряды по тушению лесов», - добавляет эксперт.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO