ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Российское общество реагирует на инцидент в Грозном
Фото: РИА ФедералПресс/Полина Зиновьева
Автор: Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Российское общество реагирует на инцидент в Грозном

Глава Чечни Рамзан Кадыров выложил видео, на котором его сын Адам избивает заключенного Никиту Журавеля, находящегося в СИЗО в Чечне.

Напомним, Никита Журавель обвиняется в сожжении Корана возле мечети в Волгограде. Задержанного передали в Чечню по решению властей, объясняя это тем, что там большое количество верующих, которых он оскорбил.

В конце августа Журавель обратился к омбудсмену Татьяне Москальковой с заявлением, что подвергся в СИЗО избиению со стороны сына Кадырова, Адама. Вчера запись избиения лежащего безоружного человека была опубликована в официальном телеграм-канале Кадырова с комментарием, что он гордится поступком сына.

«В сети до сих пор спорят по факту избиения Адамом Кадыровым сжигателя Священного Корана Никиты Журавеля, пособника спецслужб Украины. Было ли это или не было?

Побил и правильно сделал. Более того, я считаю, что посягнувший на любое Священное Писание, в том числе демонстративно сжигающий его, оскорбивший этим десятки миллионов граждан нашей большой страны, должен понести суровое наказание.

В нашей стране действует уникальный закон, защищающий Священные Писания, подписанный Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Религиозные ценности граждан страны охраняются государством на самом высоком уровне. И это не отнять провокаторам!

Низкие поступки посягательства на святое присущи только людям циничным, аморальным, бесхребетным и продажным, желающим внести разлад в общество, которое наше государство растит в идеалах толерантности, терпимости и любви друг к другу. Эти мрази не понимают языка убеждения, не хотят строить государство, развивать его. Не хотят, чтобы в России все жили бок о бок в мире и понимании. Подобные провокаторы и предатели - больная опухоль на теле, которую нужно прижигать.

Без преувеличения, да, я горжусь поступком Адама. Его всегда отличало желание расти не среди сверстников, а среди более старших, благодаря чему у него формируются взрослые идеалы чести, достоинства и защиты своей религии. Уважаю его выбор», - написал Кадыров.

Реакция российской общественности отнюдь не была столь же позитивной. Более того, даже опрос в канале ЧГТРК «Грозный» вчера вечером давал более 93% неодобрения поступку сына главы республики, к утру количество не одобряющих сократилось до 54%, но продолжает преобладать, притом, что ЧГТРК «Грозный» не назовешь хоть сколько-то либеральным медиа.

Уполномоченный в России по правам человека Татьяна Москалькова уже прокомментировала это следующим образом:

«Уничтожение Священных Книг, будь это Коран, Библия или Тора — общественно опасное деяние, оскорбляющее чувства миллионов верующих. Такие действия сеют в обществе межнациональную рознь, нетерпимость и вражду.

Поэтому они не могут оставаться безнаказанными.

Однако какое бы страшное преступление ни совершил человек, он должен ответить за него перед судом по закону. Таковы принципы нашего правового государства. И во время следствия в СИЗО он безусловно должен содержаться по правилам, которые установлены законом».

Член Совета при президенте по правам человека, журналист Ева Меркачева выразилась еще определеннее и заявила, что Журавеля надо срочно вывозить из Чечни.

«Я направляю сейчас сразу запрос, считаю, что сейчас у нас есть видеодоказательство преступления. Этот факт никем не оспаривается. Теперь есть уже видео, личность человека, который совершает преступление – очевидно. Считаю, что следствие должно соответствующие меры принять. Запрос готовлю.

Еще один запрос я буду писать с требованием, чтобы Никиту Журавеля вывезли. Поскольку они оправдывают избиение, что, разумеется, есть в УК и наказывается лишением свободы. Из-за этого я опасаюсь, что следующим может быть известие о том, что мы найдем Никиту Журавеля умершим в камере. Я считаю, что его нужно срочно вывозить из учреждений ФСИН этого региона в другой субъект, где он будет в безопасном месте. Потому что безнаказанность порождает страшные вещи.

По сути, произошедшее вызов всей правовой системе России. В конкретном регионе власти показали, что могут совершать преступления и им за это ничего не будет. В противном случае не стал бы Рамзан Кадыров публиковать доказательства конкретного преступления, а публичные лица не стали бы говорить, что да, это сделал такой человек с такой фамилией, выступая, по сути, свидетелями. Это вызов. И дальше будет следующий, и следующий. Он, я боюсь, будет еще страшнее», - заявила Меркачева.

Депутат Госдумы от «Единой России», ведущий программы «60 минут» Евгений Попов выразился в своем телеграм-канале коротко: «Избивать людей нельзя. Это незаконно. Наказание для преступника назначает суд. И только суд».

Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков прокомментировал ситуацию с избиением Журавеля схожим образом.

«По ситуации с избиением задержанного в Чечне. Страна у нас большая и очень разная, но закон должен быть един для всех. В законе о защите чувств верующих ничего не сказано об избиениях в СИЗО как приемлемом наказании. Напоказ сжигать священную книгу – это в лучшем случае идиотизм, а в худшем – сознательное разжигание ненависти. Но последнее слово должен сказать суд», - написал Даванков.

Депутат Госдумы Ксения Горячева напоминает, что ни в одной статье УК не предусмотрен самосуд и бесконтрольное насилие.

«Ставить себя выше суда - опасный прецедент для всей страны. В Чечне живут достойнейшие люди. Такие случаи снова и снова сводят усилия по борьбе со стереотипами к нулю. Не такие новости мы должны получать из Чечни. Не такое поведение нужно одобрять и выставлять напоказ. Насилие никогда не породит человечность, никогда не возымеет уважения и точно не решит проблему. Мы знаем и другие пути, осталось начать их выбирать», - считает Горячева.

Политолог, публицист Георгий Бовт высказался философски: «На фоне творящегося вокруг беспредельного торжества справедливости, законности, да что уж там говорить - всеобщего, даже повального благочиния - только, конечно, Адам Рамзанович Кадыров вдруг обеспокоил. Да и то далеко не всех. И не сильно. Но и это пройдёт».

Общественный деятель Роман Юнеман ставит вопросы более жестко.

«А внутри власти понимают, что такие видео как с Адамом Кадыровым — это не укрепление государства, а ровно противоположный процесс? Сохранение государственности — это же бесспорная скрепа для всех внутри системы, от мелкого муниципального служащего до начальника силовика из Совбеза. И что по этой скрепе такие беззаконные расправы бьют в тысячу раз сильнее всех «страшных иноагентов» вместе взятых — это кто-то ещё осознаёт в стране или уже нет? Или осознают, но уже ничего не могут сделать?», - написал Юнеман в своем телеграм-канале.

Кроме того, наблюдатели вспомнили историю 2016 года, когда уроженец Дагестана Саид Османов, осквернивший статую Будды в Элисте (куда он прибыл для участия в соревнованиях по вольной борьбе) получил два года условно с испытательным сроком на один год. В апреле 2016 года Османов зашел в буддистский храм, справил нужду и ударил статую Будды ногой, сняв все это на видео.

Поздно вечером Рамзан Кадыров позвонил телеведущей Ксении Собчак, которая одной из первых жестко отреагировала на опубликованное видео.

«Это ад. Это глава республики. Это неуважение к законам нашей страны. Действия Адама Кадырова должны быть расследованы, им необходимо дать правовую оценку в соответствии с Уголовным кодексом России, а не с законами шариата или Рамзана Кадырова», - в частности, написала Собчак.

Позже вечером в телеграм-канале «Кровавая барыня» она пересказала разговор с Рамзаном Кадыровым.

 «Конспектировать было некуда, поэтому будет пересказ.

 - Почему ты говоришь, что я умер?

 - Я такого не говорила, я ссылалась на источники

 - Почему ты трогаешь мою семью?

 - Я не трогала

 - Почему ты трогаешь моего сына?

 - Ну вы же сами выложили видео к себе в канал, и написали, что гордитесь, зачем вы это выложили и написали?

 - Я не хочу это скрывать, нет никакого смысла это скрывать

 - А вы его наказали после этого?

 - Нет, он молодец, он повел себя как настоящий мужчина.

Дальше интереснее. Пересказ:

1. Мы пришли в СИЗО, Журавель сказал что хочет поговорить со мной лично. Сказал, что хочет принять ислам, я сказал ему, что он шайтан и просто  хочет спасти свою шкуру. И что такие мусульмане нам не нужны.

2. Я ему ничего не делал, я законопослушный гражданин. Но потом я ушел из кабинета, а Адам там остался, я этого не заметил. Он у меня вообще сам себе на уме. Потом услышал крики, послал охранника своего разнимать их. Адам самостоятельный, темпераментный.

3. Я не помнил, и не думал о том, что Адаму 15, у меня три сына старших, я постоянно путаю их возраст (примечание от меня: Адам Кадыров - 15, Али - 16, Ахмат - 17)

4. Если ты начала эту волну, то завтра с утра собирайся и первая иди, пиши заявление, выходи на пикет, тебе за это ничего не будет, обещаю.

 5. Если суд решит, что Адам виновен, значит он понесет наказание по всей строгости закона», - пересказала Собчак разговор.

Напоследок, стоит упомянуть еще о двух типах реакций, которые отвечают уже не на вопрос «Как оценивать произошедшее?», а «Кому это может быть выгодно?».

Политтехнолог Сергей Старовойтов отметил в своем телеграм-канале, что в ситуации Кадыров-Собчак нужно еще помнить про продолжающийся поиск либерального спойлера для президентской кампании.

«Выступив открыто с осуждением Кадырова, Собчак делает серьезную заявку на роль «совести нации», как бы это иронично ни звучало. Пока очевидно одно - Собчак на этом скандале вырывается вперед в качестве политического лидера либеральной оппозиции. И это либо активный поиск своего места в российской политике периода «после-СВО», либо уже работа в рамках согласованного сценария», - считает Старовойтов.

Политолог Сергей Марков же напоминает, что в последние недели ходили разные слухи о состоянии здоровья самого Кадырова.

«После публикации Рамзаном Кадыровым видео его сына, который мстит за надругательство над Кораном, со словами поддержки сына, - все забыли о слухах о якобы очень плохом здоровье Рамзана Кадырова. Наверное, это и было целью видео. А после этого видео сын Рамзана Кадырова стал героем в мусульманском сообществе и в России, и в мире. И это тоже наверное было целью», - рассуждает Марков в своем телеграм-канале.

Резюме у себя в телеграме дал политолог Константин Калачев, выразив мнение явного большинства, причем самых разных взглядов.

«Что бы противозаконное ни совершил человек, он должен ответить только перед судом и только по закону. Это принцип правового государства. Во время следствия обвиняемый должен быть защищен от насилия. Это аксиома. Монополия государства на законное применение силы отличает цивилизованное государство, которое должно быть единственным субъектом в пределах своей юрисдикции, имеющим право законно использовать насилие.

Весь вечер читаю комментарии по поводу того, для чего сейчас было запущено видео с избиением в Чечне человека.

Не готов обсуждать версии. Готов обсудить другое. Где ведущие российские политики? Где политические партии? Или выборы прошли и можно отмолчаться? Либо переключиться на версии «зачем» вместо обсуждения «почему»?» - пишет Калачев.

Дмитрий Песков отказался комментировать эту историю. "Не хочу" — так звучал дословный ответ пресс-секретаря российского президента на просьбу журналиста прокомментировать избиение сыном Рамзана Кадырова обвиняемого в сожжении Корана.

Общественная реакция на это событие была довольно определенной, и не в пользу юноши, избивавшего заключенного. Общество увидело в этом событии некую «красную линию», переход которой оно отказалось — в лице публичных спикеров — приветствовать. За будущее ручаться сложно, но в настоящий момент инстинкт общественного самосохранения пока еще работает.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров