Украина перебросила к линии соприкосновения в Донбассе 120 тысяч военных, заявила глава МИД Донецкой народной республики Наталья Никонорова со ссылкой на данные разведки ДНР. Кроме того, по ее словам, ВСУ стягивают к линии соприкосновения вооружение, которое предоставляют страны Запада.
Схожую цифру в конце прошлого года называла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова — до 125 тысяч. По оценкам Global Firepower — 2021 World Military Strength Ranking. численность действующих военнослужащих украинской армии составляет — 255 000.
Стоит подчеркнуть, что речь пока только о ВСУ. Численность нацбатов, которые формально должны были быть ликвидированы по итогам минских соглашений, неизвестна. Представители ЧВК также продолжают прибывать на линию соприкосновения. Трудно поверить, что все это для отражения «воображаемой» российской агрессии. Если бы было так, ВСУ встали бы по всему периметру границы с Россией. Концентрация их на линии разграничения в Донбассе может означать только одно: они готовятся не к обороне, а к наступлению.
Будет ли война? Сегодня этот вопрос волнует не только Россию и Украину, но и весь мир. В последние месяцы Западом планомерно нагнетается истерия, не оставляющая сомнений: война будет. При этом, истерия уже перешагнула все допустимые масштабы, уже президент Украины вынужден оправдываться и успокаивать сограждан, мол, угроза сильно преувеличена. Получается, война нужна только американцам?
Конечно же, им в первую очередь нужно втянуть в войну Москву. Как минимум, с Украиной, а лучше — со всей Европой. Это поможет ослабить и Россию, и Евросоюз, прервать цепочки поставок углеводородов, сплотить коллективный Запад под собственным началом (а то авторитет США при последних президентах пошатнулся), устроить России новые санкции, куда более серьезные, чем прежде.
США толкают Киев в войну. Все эти круглосуточные мантры про «нападение» России — это попытка создать атмосферу страха и шизофрении, в которой украинские власти рано или поздно совершат необдуманные действия. А ведь, когда у тебя на линии соприкосновения половина армии, которую который месяц буквально пичкают оружием, любая провокация, любой опрометчивый шаг может стать искрой, которая взорвет пороховую бочку.
А чтобы нынешние киевские власти не колебались — США осуществили операцию «возвращение Порошенко», который нужен не для того, чтобы заменить Зеленского, а чтобы заставить его решиться на военные действия, дать понять, что замена на готове. Активизировался тот же Аваков, своими милитаристскими заявлениями, отрезающий путь нынешнему президенту к отступлению. Слишком много стволов сегодня смотрит в спину Зеленскому.
Впрочем, и сам Зеленский понимает, что война может оказаться для него единственным выходом. Катастрофическая ситуация в экономике, война с олигархами, в которую он по глупости втянулся, явно не имея достаточных сил для этого, обрушение рейтинга, фактически похоронившее его электоральные перспективы в будущем — все это может подтолкнуть его к мысли, что «война все спишет». Причем, она действительно спишет все, даже в случае поражения — все неурядицы можно будет свалить на войну, максимально закрутив гайки, отменив выборы, додавив своих противников внутри страны. Тут работает формула «нам нужна маленькая война», не обязательно победоносная.
Сочетание всех этих факторов создает взрывоопасную смесь, к которой остается просто поднести спичку. И неважно, кто это сделает — желающих предостаточно. Это может быть провокация на линии разграничения или в тылу украинских войск, в которой обвинят республики. А может, им и повод не понадобится, особенно, если в Вашингтоне начнут подгонять. Там и так не прекращаются локальные обстрелы. Просто в какой-то момент они превратятся в сплошные и перейдут в широкомасштабное наступление ВСУ.
Едва ли стоит сомневаться, что Россия придет на помощь Донбассу. Это неоднократно было озвучено. И Украина может лишиться государственности. Но это может оказаться именно тем, чего хотят в Вашингтоне. Да, и Зеленскому лучше оказаться во главе «правительства в изгнании» на Западе, чем ждать неминуемого «майдана» на родине. Но какова цена вопроса, сколько будет погибших в этой навязанной войне. Вот, что сегодня больше всего тревожит Россию, а не санкции Запада, для которых всегда найдется повод.
Дмитрий Родионов, политолог и обозреватель PublicO