События 23-24 июня 2023 года в России нуждаются в осмыслении и оценке
со стороны государства и его институтов. Двухдневная смута не может просто
раствориться без осадка в потоке российской истории. Что-то вроде - стороны
пободались и разошлись на условиях договорной ничьи. Дееспособное государство с
работающими законами не может сейчас просто умыть руки и закрыться от общества
завесой умолчания, не рискуя вызвать к себе массовое недоверие и отчуждение.
Стремление властей избежать острого и глубокого раскола в обществе
понятно. Поэтому в условиях СВО не приходится ожидать в официальной медиасфере
никакой масштабной дискуссии по поводу «похода Пригожина на Москву», за
исключением активно идущих сетевых дебатов. А доминирующая реакция сетевого
сообщества (как пригожинцев, так и антипригожинцев) для власти негативна. И
этот негатив способен к разрастанию в большую Смуту с гораздо более
разрушительными последствиями. Чтобы её предотвратить, необходим некоторый
минимум официально фиксированных позиций, предъявленных от имени государства.
Оценка события. Это был видимый всеми в
стране и за рубежом вооружённый мятеж. Не прерванная «попытка», а именно
мятеж. В нём присутствовали особо опасные эпизоды (захват штаба Южного военного
округа) и особо тяжкие последствия (гибель военнослужащих). Эта квалификация
должна быть закреплена понятным правовым образом, её нельзя бесследно
«заиграть» или размыть. Двусмысленность будет приглашением к повторению для
других организаторов аналогичных действий внутри страны. А для зарубежных
игроков это будет поводом к непримиримости в отношениях с Кремлём и к игре на
дестабилизацию РФ, ибо государство не только проявило, но и сохранило в себе
системную слабость.
Статус ЧВК «Вагнер». Существование в
государстве военной организации, которая законом не предусмотрена, но
государством финансируется, вооружается, используется и «охраняется» от
законных претензий – это не только делигитимация существующей власти, но и
очередная дискредитация всего исторического тела российской государственности.
Погружение в большую Смуту, в которой верховодят атаманы, партизаны и
комиссары. Необходимо либо обуздать ЧВК законом и вписать в систему
государственности, либо исключить существование этого монстра по крайней мере
на суверенной территории Российской Федерации.
Статус Евгения Пригожина. Если у
политического руководства нет намерения предъявить лично Е.В. Пригожину
полновесные юридические претензии, он должен пройти внятную правовую санацию.
Например, через акт специальной амнистии (без судебной процедуры). Правовую
форму такой амнистии надо бы предварительно узаконить. Но тут за нынешней
Госдумой дело не станет.
Призрак смуты, явленный нам в коротком эпизоде военного мятежа с
вооружённым походом на столицу, никуда не исчез. Он временно откочевал в
Белоруссию. Чтобы он не вернулся и не разгулялся с историческим размахом,
необходимо восстановить нарушенную дееспособность государства и минимально
необходимый правопорядок.