Сегодня вступит в силу очередной седьмой пакет санкций Евросоюза против России в связи с конфликтом на Украине.
Седьмой пакет включает в себя запрет на закупки у России золота в виде полуфабрикатов и лома, будет добавлен ряд категорий в список товаров и технологий двойного назначения, поставки которых в Россию запрещены. В черный список ЕС, по сообщению ТАСС, будут включены еще 48 физических лиц и организаций, включая ряд российских чиновников и бизнесменов, а также мотоклуб "Ночные волки" и его руководителя Александра Залдастанова (Хирурга). Санкции также содержат в себе дополнительные разъяснения по ограничениям на финансовую деятельность России и ее компаний. В частности, подчеркивается, что ЕС не накладывает никакие ограничения на торговлю с Россией продовольствием и удобрениями.
Сегодня же Германия возобновила прием газа по «Северному потоку» на терминале в Грайфсвальде с 07:00 по Москве. Сейчас газопровод, на который приходится более трети экспорта российского природного газа в Евросоюз, работает примерно на 30% от предельной мощности, уточнил оператор Nord Stream AG. На этом фоне стоимость августовского фьючерса на природный газ на хабе TTF в Нидерландах опустилась до примерно 1600 дол за тыс. куб. м. По газопроводу транспортируется 55 млрд кубометров газа в год. Он покрывает более половины потребностей Германии в голубом топливе.
Турбины – плохое оружие
Злые языки уже обозвали новый пакет Евросоюза шести-с-половинными санкциями, или недосанкциями, учитывая его очевидную беззубость. По аналогии можно и возобновление российских газовых поставок в Европу назвать недопоставками. Трудно назвать это обменом ударами. Тем более, что российская сторона категорически против использования боевой терминологии в теме энергетической торговли с Европой. «Мы полностью отвергаем любые намеки или прямые заявления о том, что российская сторона использует газ или нефть в качестве оружия политического давления. Это не так», — сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Россия способна гарантировать отсутствие зашкаливающих счетов за электричество, тепло и так далее, которые сейчас получают налогоплательщики в европейских странах», — добавил он.
У нас в основном говорят о страданиях Европы в связи с ограничением поставок российских энергоносителей. Но ведь от этого не сладко и нашему национальному достоянию. Японская газета Sh?kan Gendai писала на днях: «В конце июня Газпром впервые с 1998 года не выплатил дивиденды. Дело в том, что с января по май этого года экспорт газа в страны, не входившие в СССР, упал на 28% по сравнению с предыдущим годом. Из-за значительного сокращения экспорта газа в Европу Газпром переживает самый тяжелый кризис с момента создания, и вряд ли российская сторона может позволить себе использовать голубое топливо в качестве оружия».
Проблемы «Северного потока» носят технический характер. Вот как их объяснил нам Игорь Юшков из ФНЭБ: «Проблема с турбинами до сих пор не решена. Та турбина, которая была отправлена в Канаду на ремонт, хоть и получила разрешение вернуться в Россию, до сих пор не пришла. Она была доставлена самолётом в Германию, оттуда она должна идти морем на пароме до Финляндии, а через Финляндию сухопутным транспортом в Россию в Выборг, там недалеко. Но до России она пока не дошла. И плюс её доставят в Россию, подключат, проведут пусконаладочные работы. Я думаю, что она будет введена в эксплуатацию, подключена уже, чтобы давать давление по «Северному потоку», в начале августа. Но тут вопрос с теми турбинами, которые сейчас там работают: они не выведутся из эксплуатации, у них не закончится ресурс, их не нужно будет чинить? Вот Владимир Путин говорит, что вроде как ещё одна турбина будет выведена из эксплуатации 26 июля. Сейчас, насколько мы понимаем, там работают три турбины. Одна как раз путешествует, идёт из Канады в Россию, ещё четыре уже выведены из эксплуатации и требуют осмотра либо технического обслуживания, а три как раз работают — всего восемь турбин предусмотрены на этой станции. Если ещё одна будет выведена из эксплуатации, соответственно, пропускная способность уменьшится».
Ближайшие перспективы не внушают ему оптимизма: «Поэтому пропускная способность «Северного потока» снизилась с почти 200 млн кубов в сутки до 67 млн. Получается, что сейчас турбину, которая идёт из Канады, не успеют поставить до 26 июля, а надо опять выводить из эксплуатации уже следующую».
Случайные совпадения
Ритмичная работа ТЭК крайне важна для нашей страны. Только что опубликованы свежие данные Росстата, по которым доля нефтегазового сектора в экономике России за первый квартал 2022 года достигла 21,7%, что стало наибольшим значением с 2017 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 4,4%. Предыдущий рекорд по доле нефти и газа в ВВП России - 21,5% - был зафиксирован во втором квартале 2018 года.
В Европе хватает высокопоставленных паникеров, призывающих готовиться к холоду, голоду, мраку и безработице в связи с неминуемым перекрытием газового вентиля с нашей стороны. На этом фоне Еврокомиссия составила жесткие рекомендации по экономии газа, потребление которого потребуется сократить на 15% с августа. Но все это пока не особенно влияет на общественные настроения. Хотя в целом по Европе около 60% респондентов заявили, что не хотят оплачивать защиту демократии на Украине, последний опрос граждан ФРГ показывает, что подавляющее большинство из них по-прежнему готовы поддерживать Украину в конфликте с Россией. За продолжение нынешней линии правительства ФРГ, подразумевающей санкционное давление на Москву и поставки вооружений Киеву, высказались 70% опрошенных.
Вот тут бы, по логике силового противоборства, еще бы надавить, отключив газ. Глядишь, и прозреют европейцы. Но нет - газ пошел, цены падают.
Одновременно Европа вводит странные санкции против мотоциклистов и русского золота, разочарование которыми уже выразил Зеленский. А тут еще замглавы Министерства финансов США Уолли Адейемо заявил, что его ведомство ожидает заключения соглашения по установлению предельной цены на российскую нефть к декабрю 2022 года. Похоже на «когда рак на горе свистнет».
Интересно, это вынужденная мягкость – нам невыгодно останавливать снабжение Европы газом, а ей уже просто нечем Россию наказывать? Или нечто большее?
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO