ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Святая Троица»: компромисс во спасение
Автор: Александр Богомолов, редактор отдела аналитики

«Святая Троица»: компромисс во спасение

Неожиданная конфликтная ситуация возникла в последние дни вокруг передачи религиозно-культурных (или культурно-религиозных) ценностей из музеев в пользу РПЦ. 10 мая Эрмитаж в лице его директора Михаила Пиотровского ставит точку в своем многолетнем споре с церковью и подписывает договор с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием о передаче раки Александра Невского на хранение в Александро-Невскую лавру. Рака это полуторатонный серебряный саркофаг работы немецких мастеров, выполненный по заказу императрицы Елизаветы. Договор – с формальной точки зрения – предусматривает передачу его в пользование РПЦ на 49 лет, а в случае невыполнения условий хранения саркофаг вернут обратно в Эрмитаж.

15 мая стало известно о решении президента РФ Владимира Путина передать церкви икону «Святая Троица» Андрея Рублева из Третьяковской галереи. 16 мая пресс-служба Министерства культуры РФ подтвердила, что икона «Святая Троица» кисти Андрея Рублева будет выставлена 4 июня 2023 года, на православный праздник Троицы, в Храме Христа Спасителя. После этого «Троица» будет направлена на плановую реставрацию, а затем перемещена в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Тут у специалистов и невоцерковленной публики возникают вопросы о способности церкви сохранить уникальный памятник древнерусского искусства. Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева говорит в интервью ТАСС: «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой. <...> Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. «Троица» — это главный русский вклад в христианскую иконографию, [основное в ней] - не религиозное значение, а значение искусствоведческое».

Предшественница Лихачёвой на посту директора Пушкинского музея Марина Лошак напоминает, что после прошлогодней перевозки иконы из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского «Троица» нуждалась в полугодовой реставрации. Специалисты нашли у нее 61 дефект.

Для РПЦ и верующих это акт справедливости. Синод РПЦ выразил глубокую благодарность президенту Путину за решение о возвращении церкви иконы «Троица» Рублева и раки князя Александра Невского. Ведь в музеях эти и другие ценности оказались после варварской большевистской конфискации. Хотя основное в мотивации – это духовное содержание. «Эрмитаж исходит из того, что в этот геополитический момент для судеб страны и социального мира в ней особое значение приобретает связь мощей с гробницей на территории Лавры. Сегодня сакральное значение памятника важнее его художественной ценности», - прокомментировал договор о раке Михаил Пиотровский.

Член Патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин в комментарии для ТАСС говорит: «В такие сложные периоды истории, когда действительно на кону само существование государства и русского народа, обращение к святыням — это, пожалуй, то, чего нам так недостает. «Святая Троица» Рублева - это вообще некое средоточие нашей веры, это всемирная святыня, которая сейчас будет непосредственно в церкви, и это, конечно, укрепит нас в эти сложные периоды испытаний - и наш народ, и наших воинов, и тех, кто на Украине не отпал от Бога и от православия, - а таких людей там очень много, несмотря на то, что православие там сейчас активно разрушается властями».

Музейный подход, сосредоточенный просто на физической сохранности ценностей, в таком противопоставлении с геополитикой и духовностью проигрывает. Но если в результате мы потеряем ту же «Троицу»? Лозунгами ее не заменить.

При этом у нас есть отличный цивилизованный вариант примирить обе точки зрения. Михаил Швыдкой в «Российской газете» пишет: «… не стал бы рассматривать решение руководства Эрмитажа как поражение в диалоге с РПЦ. Предпринята попытка найти компромисс, который всегда примиряет стороны диалога. Такой же, какой был найден в конце прошлого столетия по отношению к Владимирской иконе Божией Матери. С 1930-го до 1999 года она находилась в Третьяковской галерее, а затем была перемещена в Храм Святителя Николая в Толмачах, который был восстановлен на музейной территории, где были созданы все условия для хранения одной из главных святынь Российского государства и Русской Православной Церкви».

За серебряный саркофаг Невского особого беспокойства нет, но вот нельзя ли придумать компромиссный вариант с «Троицей»? При всем уважении, Троицкая лавра обеспечить надлежащие условия хранения иконы не сможет. А вот Третьяковка сможет. И логично было бы при передаче РПЦ всех прав собственности на святыню оговорить особые права квалифицированного хранителя этой ценности в лице Государственной Третьяковской галереи. Тем более, что процесс церковной реституции в России, начатый еще в 80-годы, вряд ли закончится в обозримом будущем. Если сегодня не сформировать понятный и обязательный к исполнению режим хранения подобных святынь, мы рискуем лишиться многих и многих культурных ценностей.  

 

 

 

Новости партнеров