ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Театральный разъезд

Театральный разъезд

Вечером среды, в неожиданное для таких событий время – в 22:00 – одновременно были освобождены от должности сразу трое руководителей театров: театра «Современник», «Школы современной пьесы» и «Гоголь-Центра».

            Для многих наблюдателей эти отстранения стали неожиданностью, хотя по официальному заявлению Департамента культуры Москвы они готовились заранее и были связаны лишь с истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений. Переназначение художественных руководителей – привычная, пусть и нечастая театральная практика, но беспокойство публики вызвала необычная «скученность» отставок в этом году, учитывая увольнение Дмитрия Волкострелова, руководителя театра Мейерхольда, произошедшее в марте. Интерпретаторы совпавших по времени (но очень разных по обстоятельствам) отставок видят в них либо механическую работу репрессивного аппарата, либо долгожданное очищение и возрождение национального российского театра.

            «Гоголь-Центр» 2012–2022

            На самом деле, три случая освобождения от должности следует рассматривать в разных контекстах – пусть в них и можно найти общие черты. Самым ожидаемым и вызвавшим наиболее острую реакцию среди широкой публики стало отстранение художественного директора и директора «Гоголь-центра» Алексея Аграновича и Алексея Кабешева, которое фактически обозначило прекращение его существования как самостоятельного театрального проекта. Новым руководителем театра стал режиссер и актер Антон Яковлев.

Напомним, что «Гоголь-центр» был образован в 2012 году из Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя – именно это название вернет себе институция после перестановок лета 2022 года. Тотальное реформирование репертуара театра, как и его переименование, было инициировано режиссером Кириллом Серебренниковым (тогдашним руководителем МДТ). С его фигурой были связаны все публичные конфликты, окружавшие театральный проект – от санкционированного митинга на Гоголевском бульваре до угрозы закрытия центра из-за суда над его командой.

Возможность существования «Гоголь-центра» как практически авторского проекта была поставлена под сомнение уже после отъезда Серебренникова из России этой весной. Театр публично высказывался против военных действий России на Украине, и хотя решение о прекращении его деятельности было встречено обвинениями в цензуре и даже названо «отменой русской культуры», многие согласны в том, что оно было естественным. «Таковы реалии времени», – сказал на закрытии театра Алексей Агранович.

Как отмечает театральный критик Ольга Тараканова, проектные театры с партиципаторной и иммерсивной программой, к идеалу которой стремился «Гоголь-центр» и за которую он так полюбился москвичам – наследие «образцово либеральной» театральной политики 2010-х годов. За пределами России такой тип институций уже теряет популярность, а оптимистично настроенные представители российской драматической сцены надеются на возрождение театра имени Гоголя в более актуальном формате.

            Коллектив вместо руководителя – в «Современнике»

            Уход Виктора Рыжакова, художественного руководителя театра «Современник», вызвал куда менее острою реакцию, хотя отношение к нему также не было однозначным – одни говорили о деятельности Рыжакова как об «уничтожении» театра, другие вспоминали удачные проекты, например, подготовленные к 65-летнему юбилею «Современника» – мемориальную выставку и документальный спектакль.

Рыжаков был назначен на должность в 2019 году, после смерти Галины Волчек – легендарного художественного руководителя театра. Тогда труппа «Современника» уже обращалась в Департамент культуры с просьбой перевести театр в совместное управление, но изменения в его организацию внесены не были, поскольку новый худрук уже был утвержден. Сейчас, спустя три года, вопрос о способе управления театром снова стал актуальным – вместо Рыжакова (увольнение которого некоторые связывают с его открытой антивоенной позицией) руководить «Современником» будет художественный совет. Каким образом будет формироваться этот коллективный орган, и кто именно войдет в его первый состав – пока неизвестно. Вместе с Рыжаковым из театра уходит его директор – Татьяна Баранова. Ее сменит бывший директор театра Александра Калягина Юрий Кравец.

«Школу современной пьесы» – заодно?

            Если судьба «Гоголь-центра» в его старом статусе была практически предрешена, а в «Современнике» смену руководителей можно объяснить неустоявшейся структурой управления после ухода легендарного руководителя, то освобождение от должности Иосифа Райхельгауза («Школа современной пьесы») стало настоящей неожиданностью как для зрителей, так и для профессионального сообщества. Новым худруком «Школы современной пьесы» назначен актер, режиссер театра и кино Дмитрий Астрахан.

Райхельгауз был создателем «Школы современной пьесы» и проработал в ней 33 года. Его поведение и позиция по разным дискуссионным вопросам многократно становились предметом обсуждений, причем с разных сторон: это и харрасмент, и русофобия, и открытые симпатии к Украине. Райхельгаузу любят приписывать радикальные высказывания, которые, вполне возможно, он никогда не произносил – им нет никаких официальных подтверждений. «Даже в контексте политических перемен, мне кажется, что найти объяснение произошедшему сложно. Райхельгауз никаких заявлений, которые могли бы его дискредитировать, не делал. А то, что ему приписывается, я никогда не слышал лично. Это другая история. Это человек, который создал этот театр, и тогда нужно просто заканчивать историю этого театра», – прокомментировал отставку Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС).

Хотя Райхельгауз не раскрывал свое отношение к военной операции, он успел посоветовать правительству не вмешиваться в идеологическую работу театров – «государство должно организовывать только структуры». «Для этого у нас есть Конституция, в которой всё написано. Посмотрите пятую, шестую статьи. Там сказано и о свободе слова, и о свободе выступлений. Это наш основной закон. Если искусственно пытаться превратить страну в закрытый лагерь, то это ничего не даст, кроме тормоза и потерь в развитии собственной русской культуры».

Пытаясь рационализировать происходящее, многие видят в отставках знаки политической трансформации российской культуры, но любая оценка случайного стечения обстоятельств сегодня – возможно, лишь призрак огромного беспокойства, захватившего общественное сознание. Какие идеологии, пользуясь формулировкой режиссера, случайно или намеренно, смогут породить законно организованные государством структуры – на самом деле и есть тревожный вопрос времени.

Полина Аляксина, специально для PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров