ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Удержится ли Ельцин-центр?

Удержится ли Ельцин-центр?

Образ Екатеринбурга – крупнейшего центра культуры и искусства современной России – в последние годы все больше ассоциируется с   гражданским активизмом. Представление о городе как об одном из оплотов протеста за пределами Москвы – основная тема, иронизирование над которой привело к спору ведущего Владимира Соловьева и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, активно обсуждаемому в медиа. В контексте этого медиа-скандала уместно вспомнить и другие «вольности» Екатеринбурга, позволившие ему считаться столицей регионального либерализма – например, такое неоднозначное начинание, как учреждение Ельцин-центра.

          Как устроен Ельцин-центр?

Ельцин-центр (далее ЕЦ) – первый и единственный исторический президентский центр в России – был открыт 25 марта 2015 года в соответствии с федеральным законом 2008 года «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий».

Институция изначально задумывалась как гибридная: часть занятых ей помещений планировалось выделить под бюджетные организации – библиотеку, музей и архив президента – а остальные площадки сдавать в аренду магазинам и организаторам мероприятий с приемлемой для ЕЦ идеологией. Учредителем центра выступила администрация президента РФ, и сейчас почти все члены попечительского совета связаны с правительством – среди них, например, глава АП Антон Вайно и первый замглавы АП Алексей Громов.

Сложное устройство определило статус и источники финансирования: примерно половина средств для обеспечения работы организации поступает из федерального бюджета, остальные начисляются в виде пожертвований. Одна шестая бюджета складывается из внутренних средств, получаемых с продажи услуг (билетов в музей, на концерты и платные лекции) и аренды помещений. Федеральный закон 2008 года охраняет организацию от банкротства: минимальное государственное финансирование основных некоммерческих отделений центра не может быть приостановлено без внесения поправок в законодательство.

 Именно музей (и в меньшей степени архив и библиотеку), существующие на общественные деньги, оппоненты с консервативной стороны критикуют за одностороннюю и предвзятую трактовку исторических фактов, а также за  апологию ельцинских реформ. Экспозицию действительно есть за что упрекнуть: тематические залы, посвященные политической деятельности первого президента РФ Бориса Ельцина, вызывающе названы «День первый», «День второй» и так далее до седьмого, по аналогии с днями божественного творения. В целом, оценка политики 1990-х годов на выставке завышено позитивна – вместо нейтрального описания деятельности первого президента посетителям рассказывают о сложных, но верных ее результатах, что и составляет своеобразную «контрпропаганду» консервативной риторике, критикующей этот период российской истории, которая в общем все более сливается с официальной пропагандой.

Жители Екатеринбурга и люди, приезжающие на Урал ради культурных событий, любят и хвалят ЕЦ как раз за другое – за относительную свободу мероприятий, для которых центр становится площадкой, не являясь их организатором: например, за лекторий об истории политико‑философских течений, презентации книжного магазина «Пиотровский» или студию инклюзивных программ, работающую с уязвимыми социальными группами.

          За что критикуют Ельцин-центр

Говорить о необходимости ликвидировать Ельцин-центр начали практически с самого его открытия, так что нынешняя критика, звучащая на фоне конфликта между Соловьевым и уральскими публичными персонами, не кажется чем-то неожиданным.

Уже с 2016 года не затихают споры центра с режиссером Никитой Михалковым; в 2017 году скандал развернулся вокруг неправильной маркировки фильма (из-за чего подросткам показали сцены с сигаретами и алкоголем), а позже – из-за запрета на аренду помещений для выступления Алексея Навального. В 2018 году центром остался недоволен кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин и – что чуть более неожиданно – блогер-урбанист Илья Варламов.

В 2021-м противники ЕЦ буквально забрались в тыл врага – с агрессивной речью прямо на фестивале «Ночь музыки» выступил Вадим Самойлов, бывший солист «Агаты Кристи», – и это лишь самые запомнившиеся истории.

Хотя недоверие к деятельности ЕЦ высказывали разные публичные деятели и сами жители Екатеринбурга, эти конфликты никогда не доходили до судебных разбирательств и цензурных ограничений – кроме, пожалуй, взыскания долговых сумм за техобслуживание во время пандемии. Но в последнее время оппозиция ЕЦ действующей власти стала более открытой, хотя организации до сих пор удавалось избегать наказаний: в конце года сотрудники выразили поддержку закрывшемуся фонду «Мемориал», а в феврале 2022 публично выступили против военных действий на Украине – из-за чего острой критике подвергся и губернатор Свердловской области, не выразивший однозначно свое отношение к спецоперации.

Недовольство позицией центра раздается не только со стороны консервативно настроенных политиков, но и, например, со стороны уральских коммунистов – в мае они написали открытое письмо губернатору Евгению Куйвашеву с предложением продать центр, порочащий Екатеринбург. «Неоднократные антироссийские заявления учреждения, выступление против специальной военной операции, поддержка ЛГБТ, и, в целом, сама идея воспевания позорнейших страниц российской истории, которые привели к нищете, криминалу и развалу страны, только портит облик нашего славного региона и его жителей. Того же мнения придерживается и большинство уральцев», – таковы основные претензии авторов письма, с которыми, вероятно, окажутся солидарны представители и других политических течений современной России.

«Для того, чтобы закрыть Ельцин Центр, нужна малость – отменить федеральный закон ?68 от 13 мая 2008 года» – неутешительно говорит о судьбе центра его руководитель Александр Дроздов. Предсказать возможную угрозу приостановки деятельности организации или хотя бы его цензуры, как и всегда, невозможно, но федеральный закон может защитить институцию – как центр, занимающийся сохранением исторической памяти о президенте – хотя бы временно и отчасти.

          Еще одна репутационная война

И все же этот год в истории критики Ельцин-центра немного особенный – сейчас традиционные нападки на этот «остров свободы» проходят на фоне подготовки к переизбранию губернатора Свердловской области. Нынешний губернатор от партии Единой России – один из главных участников медийного конфликта – планирует баллотироваться на следующий срок.

20 мая Куйвашев, пока не подтвердивший намерение участвовать в выборах официально – уже получил одобрение у Владимира Путина и, как отмечают аналитики, его победа в общем подготовлена работой муниципальных фильтров. Пожалуй, наибольший риск представляет поднятый вопрос о лояльности губернатора политике России на Украине, но как именно конфликт Куйвашева с Соловьевым повлияет на деловую репутацию главы Свердловской области – вопрос открытый. Изменится ли от результатов выборов положение и степень свободы Ельцин-центра тоже станет известно только в сентябре.

Полина Аляксина, специально для PublicO

Новости партнеров