Дмитрий
Песков заявил на вопрос о будущем ЧВК «Вагнер»: «Такой структуры не существует
де-юре, есть группа, ничего сказать о её будущем не могу, не знаю». Cейчас этот вопрос волнует очень многих и,
вероятно, изучается в высших коридорах российской власти. Опыт бойцов Вагнера
уникален и однозначно может пригодиться на Украине, в Сирии, странах Африки и в
других горячих точках. Лет пять назад на российском фондовом рынке трейдеры
шутили, что ЧВК «Вагнер» пойдет на IPO, и можно будет прикупить себе немного легендарной частной
военной компании. За этой шуткой обычно следовала другая. Про легендарный
московский футбольный клуб «Спартак» - если он проведет IPO, как об этом регулярно говорил менеджмент
клуба, его акции пройдут листинг на Московской бирже и войдут в индекс мясной
промышленности.
Шутки –
шутками, но на мировых рынках торгуются практически все. Футбольные клубы, публичные
дома, популярные социальные сети размещали свои акции, привлекая миллиарды
долларов, с минимальной прибылью или даже убытком и/или отрицательным денежным
потоком. Главное — это бренд, идея и дружелюбное отношение к инвесторам.
Двадцать лет назад многие современные российские голубые фишки представляли
собой абсолютно непрозрачные компании. Они не платили никаких дивидендов, не
имели международную финансовую отчетность, а отчетность по российским стандартам
бухгалтерского учета из-за заниженных трансфертных цен радовала инвесторов
убытками или прибылью около нуля.
Упрощенный
пример на пальцах. Главное добывающее предприятие нефтяного холдинга имеет
себестоимость добычи барреля нефти в 3 дол, нефть стоит на мировом рынке 22 дол.
Трейдер, входящий в группу нефтяного холдинга, покупает нефть у добывающего
предприятия по 3 дол и продает его в Европу по 22 дол. Акционеры добывающего
предприятия, как и местный бюджет, остаются с носом. Однако после дела ЮКОСа
все стало меняться. Холдинги отказались от трансфертных цен, обменяли акции
дочерних компаний на акции материнской структуры, не обидев миноритариев, стали
публиковать международную отчетность и платить дивиденды. Наняли ведущие
инвестиционные компании с целью проведения IPO/SPO и
роста капитализации компании.
Можно
спорить о многом. Но однозначно можно утверждать, что «Вагнер» — это брэнд.
Компания предоставляет уникальные услуги по обеспечению специальных военных
операций и безопасности. Эти услуги очень дороги и уникальны. Заказчиком услуг
ЧВК может выступать только правительство России, Банк России или, с разрешения
правительства, российские бизнес-структуры прежде всего для работы за границей.
В 2006 году, например, ЛУКОЙЛ активно искал кадры среди бывших российских
военных для работы в Ираке, а относительно недавно этим занималась Роснефть. Дополнительную
выручку Вагнеру может обеспечить продажа символики компании – футболки, различная
сувенирная продукция. Быть патриотом сегодня модно, а «вагнера» — это еще и
круто. С таким продвижением справиться любое пиар-агентство. Пиарить плохой
товар сложно, а хороший - без проблем.
Для
начала надо создать соответствующую законодательную базу, а затем заняться
реформой легендарной ЧВК. Превратив ее в абсолютно прозрачную и рентабельную
компанию с точки зрения бухгалтерского и управленческого учета, а потом можно и
об IPO на Московской бирже подумать. Многие
захотят купить акции ЧВК, чтобы прикоснуться к легенде. В конце концов, чем "Вагнер" хуже московского Спартака или новомодных фишек Мосбиржи из разных отраслей?