В Украине и вокруг неё обсуждается вопрос о легитимности президентской власти.
Сам Владимир Зеленский заявил, что его мало волнуют рассуждения о его нелегитимности.
"Меня это несильно беспокоит", — сказал президент Украины.
Он порекомендовал обратиться к законам и конституции Украины для ответа на этот вопрос, не пояснив при этом, к каким статьям он апеллирует.
Попробуем последовать совету и разобраться. Откроем конституцию Украины.
Налицо очевидная конституционно-правовая коллизия.
Статья 103: «Президент Украины избирается гражданами Украины <...> сроком на пять лет. Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины». 20 мая 2024 года истёк 5-летний срок президентских полномочий Владимира Зеленского, избранного в 2019 году.
Выборы в Украине в 2024 году не проводились ввиду того, что в стране введён режим военного положения. А во время военного положения действуют особые нормы. Какие?
Статья 83: В условиях военного положения не проводятся выборы в Верховную Раду.
Выборы президента конституцией Украины не запрещены.
Проведение выборов президента в условиях военного положения запрещено двумя законами Украины: избирательным кодексом (ст. 20) и законом о правовом режиме военного положения (ст. 19). Обе статьи могут быть в любой момент изменены решением Верховной Рады.
Проводить или не проводить выборы президента - решает Верховная рада, в которой большинство (около 250 голосов из 450) у партии президента Зеленского. Монопольный однопартийный контроль над законотворчеством нерушим. Изменить состав Верховной рады нельзя, ибо проведение парламентских выборов… запрещено конституцией.
Круг замкнулся.
Каждые 90 дней несменяемые однопартийцы президента голосованием в Верховной раде принимают решение о продлении режима военного положения и всеобщей мобилизации. Тем самым они продлевают полномочия президента, отказываясь проголосовать за проведение президентских выборов, хотя имеют полную возможность сделать это. Партия президента имеет формальное основание продлевать военное положение бесконечно - пока под контроль Киева не возвращена вся территория страны в границах 2013 года. И тем самым бесконечным (сугубо теоретически) может быть правление Зеленского.
Таков непреложный факт: 250 человек в Верховной Раде плюс В.А. Зеленский могут оставаться властью в Украине неопределённо долго - не по воле избирателей, а по своему желанию. Небольшая группа граждан («власть-250») прочно взяла под контроль страну. Эта парадоксальная ситуация вполне легальна (то есть, укладывается в нормы ныне действующего законодательства).
Но насколько она легитимна?
Легитимность зависит не от формального соблюдения закона, а от двух ключевых обстоятельств. От согласия граждан страны признавать над собой «власть-250» и подчиняться ей. А также от согласия ключевых международных партнёров и институтов практически взаимодействовать с государственными органами Украины и их руководителями. В частности, считать значимыми их подписи под документами.
Судя по всему, «власть-250» сможет ещё какое-то время добиваться от граждан подчинения: при военном положении СМИ под контролем, политические акции под запретом, денег (в том числе от зарубежной помощи) достаточно для покупки лояльности госаппарата. А недовольных можно мобилизовать и отправить на фронт. Или посадить как «пособников врага». Взаимодействие с международным сообществом может складываться сложнее. Внешние партнёры и спонсоры «власти 250» скорее всего поддержат её сохранение в Украине как минимум до конца 2024 года. В дальнейшем смена правящих партий в США и Великобритании может сделать внешнюю поддержку Киева не столь безусловной. Появятся условия. Но настоящая «кащеева игла» всё же в другом. Любое драматическое изменение ситуации на фронтах может обрушить «власть -250», которая с каждым днём будет становиться всё менее легитимной. И всё более хрупкой.