ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Вылетит ли голубь мира Украины из-под обломков национальной экономики?

Вылетит ли голубь мира Украины из-под обломков национальной экономики?

Депутаты Верховной Рады Украины проголосовали за законопроект, согласно которому ежемесячный военный бюджет страны будет увеличен до 270 млрд гривен (7,3 млрд дол) за счет эмиссии.

Мэр Киева Виталий Кличко: «У города денег нет! Ну, то есть у Киева на счету в казначействе есть 16 миллиардов виртуальных денег. А настоящих средств в бюджете нет». Он добавил, что правительство Украины выделяет средства на запуск отопительного сезона, восстановление поврежденных зданий, и «больше денег нет».

            Пакет гречки сейчас на Украине стоит 270 рублей. В России – 130-180 руб. Инфляция по итогам 2022 года составит около 30%, а в 2023 году — 20%, пишет Forbes. При этом стоимость топлива выросла на 40-50%, зимой ожидается стопроцентное удорожание.

            Денег нет, но…

            Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин называет Украину страной-банкротом. Собираемые налоги формируют всего 40% бюджета страны, больше 60% которого идут на военные расходы, ежемесячный дефицит - 5 млрд дол, говорит он. Последнюю цифру подтверждает министр финансов Украины Сергей Марченко. По его словам, стране каждый месяц нужно получать от Запада около 5 млрд долларов для стабилизации бюджета. А советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко считает, что к концу этого года сумма вырастет до 9 млрд. С начала СВО Запад предоставил Украине 12,7 млрд дол в виде помощи. При этом западные деньги нельзя тратить на военные нужды. По словам Марченко, европейцы внимательно за этим следят.

            Киев финансирует ВСУ только за счет налоговых поступлений. До сих пор армии выделялось около 130 млрд гривен (отныне, по решению Верховной Рады, 270 млрд), но в лучшем случае Украина собирает налогов на 90 млрд. В правительстве Украины ожидают, что по итогам года дефицит бюджета составит 35 % от ВВП прошлого года. Крупнейшие в стране предприятия — "Нафтогаз", "Укрэнерго" и "Укравтодор" — уже на грани банкротства. По подсчетам Киевской школы экономики, косвенные потери Украины от боевых действий составили около 130 млрд дол. Прямые убытки — 108,3 млрд. В частности, повреждены или разрушены не менее 388 предприятий, 43 тысячи единиц сельскохозяйственной техники, почти 2 тысячи магазинов, 18 аэропортов, 28 нефтебаз.

            Неожиданный удар нанесли экономике беженцы, которые ежемесячно изымают 1,5 млрд дол по карточкам украинских банков, расплачиваясь ими за границей. А ведь еще недавно заработки зарубежных трудовых эмигрантов ежегодно приносили стране до 8 млрд дол.

            Недавно гривна к доллару была девальвирована сразу на 25%. В правительстве не исключают нескольких волн девальвации гривны в ближайшей перспективе, что еще больше усилит потребность Украины в иностранной финансовой поддержке. До конца года Киев надеется получить внешнее финансирование от 16 млрд до 17 млрд долл. Но и этих средств будет недостаточно для покрытия дефицита бюджета. Все внешние заимствования, гранты, пожертвования, кредиты и прочие виды финансовой помощи покрывали не более 7% затрат, которые нёс бюджет Украины в июле 2022 года. Для простого ежедневного функционирования страны, в том числе выплат зарплат бюджетникам и пенсий, поддержания работоспособности городской инфраструктуры и т.д., Киеву нужно на порядок больше, чем то, что уже поступило с Запада и поступит в ближайшие месяцы.

            Кадзухико Фудзи, бывший глава экономической разведки Японии, пишет: «Рано или поздно они не смогут покрывать расходы страны на военный конфликт с Россией».

            Долгая дорога

            В свое время экономист Андерс Ослунд сказал, что Украина – слишком богатая страна, чтобы мгновенно развалиться. И он прав – процесс идет постепенно, хотя СВО его ускорила. По сравнению с 1990 годом, когда сторонники независимости абсолютно обоснованно говорили о том, что Украина самая богатая республика СССР, ее экономика упала на 64%. Страна лишилась по сути самых передовых отраслей, а то, что осталось, лишь деградировало. Собственники промышленных предприятий Украины, основные средства которых изношены более чем на 60%, десятилетиями почти ничего не вкладывали в обновление оборудования и вывели за рубеж минимум в два раз больше денег, чем требуется на амортизацию.

            До недавнего времени основными источниками валютных средств были сельское хозяйство и металлургия. После заключения продовольственной сделки в Стамбуле аграрный экспорт с Украины начал восстанавливаться, но его масштабы пока явно недостаточны. Что касается металлургии, то Мариуполь для Украины уже потерян. Такая же судьба грозит сейчас стратегически важному металлургическому комплексу нижнего Поднепровья, который включает в себя основные центры добычи, обогащения и переработки металлургического сырья: Запорожье, Днепр, Кривой Рог, Новомосковск, Никополь, Марганец, Днепродзержинск (Каменское) и Орджоникидзе (Покров).

            “The Washington Post» пишет, что после начала спецоперации на Украине Россия взяла под контроль месторождения полезных ископаемых на общую сумму 12,4 трлн дол. Всего речь идет о 63 украинских месторождениях угля, 11 % запасов нефти, пятой части природного газа, 42 % металлов и трети месторождений редкоземельных элементов, включая литий. Кроме того, Украина лишилась крупных месторождений урана, золота и известняка. Всего же Киев может потерять доступ к двум третям своих запасов энергоресурсов и минералов.

            На конец июля золотовалютных резервов у НБУ оставалось менее 23 млрд дол. То есть при сохранении нынешнего бюджетного дефицита они полностью иссякнут где-то в октябре-ноябре 2022 года. Если западная финансовая помощь не будет увеличена на порядок (это вряд ли), то бюджетники лишатся зарплат, государственные предприятия закроются. Нацбанк Украины будет вынужден включить печатный станок на полную мощность, что неминуемо приведет к гиперинфляции.

            Еда и пропаганда

            Приведет ли перспектива финансового банкротства к прекращению Украиной военных действий? Сомнительно.

            Там живут те же советские люди, знающие поговорку про то, что «не жили богато, не (стоит) и привыкать». Пропаганда работает на полную катушку. Антироссийские и реваншистские настроения на стабильно высоком уровне. Известный экономист Михаил Делягин в интервью PublicO предсказывает ситуацию «когда на Украине единственное место, где можно будет поесть, будет армия. А это будет, я думаю, уже весной. Во всех других сферах, кроме армии, госуправления и СБУ, не будет еды». Так что приток добровольцев в ВСУ будет обеспечен.

            К тому же мы рисуем картину грядущего кризиса, исходя из официальной экономической статистики. Но половина украинской экономики находится в тени, а теневая экономика умеет очень эффективно приспосабливаться к кризисам.

            Пессимистичен и политолог Сергей Марков, который недавно в интервью НГ сказал: «Запас прочности у крупнейших западных экономик очень высок. Относительно небольшое снижение уровня жизни своего населения они вполне могут пережить. Тем более что западные политики уверены: Россия несет куда большие потери, чем страны западного союза». По его словам, перспективы прекращения конфликта с Западом по экономическим основаниям сегодня полностью отсутствуют.

            В крайнем случае, население будет мерзнуть и голодать под лозунгом «Все для перемоги!», а западную помощь, отбросив жеманство, будут напрямую направлять исключительно на нужды ВСУ. Готовность сторон к переговорам сейчас зависит от ситуации на фронтах.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров