ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Ятаган Эрдогана
Автор: Сергей Станкевич, политолог - для PublicO

Ятаган Эрдогана

В Турции основные участники избирательной драмы занимают места перед финальным актом и уточняют свои роли. В древнегреческом мифе Дамоклов меч висит над головой правителя, сидящего на троне. В турецкой реальности, наоборот, правитель подвесил ятаган над головой того, кто вознамерился его сместить. Накануне решающего голосования у президента Реджепа Эрдогана гораздо больше шансов остаться у власти, чем её потерять. Ему и меч в руки.

Завершилась главная интрига: кому попытается передать свои 5% голосов, полученных в первом туре, Синан Оган – кандидат от праворадикальной партии Националистическое движение. Оган вполне предсказуемо призвал поддержать во втором туре Эрдогана. Этнический азербайджанец, многие годы проработавший в Азербайджане, выпускник МГИМО и эксперт «Валдайского клуба» не мог одинаково относиться к обоим финалистам президентской гонки. Как и многие члены его пантюркистской партии, Оган сохраняет живые связи с Азербайджаном и чуток к исходящим оттуда дуновениям. Разумеется, Оган в восточном стиле провёл обстоятельные закулисные дебаты с элементами личного торга. Получил авансы, закрепил обязательства. И вышел на публику с ожидаемым объявлением ровно в тот день, когда ценность публичного выбора стала максимальной.

Призыв Огана, несомненно, даст Эрдогану несколько дополнительных процентных пунктов (не все, но очень многие его сторонники последуют за ним). Но не довесок от Огана будет решающим во втором туре выборов.

На самом деле, Эрдоган получит более существенные прибавки из других источников. Во-первых, он соберёт голоса колеблющихся из средних и малых городских поселений, в том числе (что важно) прибрежных. Туристическое побережье трёх морей проголосовало в первом туре за "проевропейского" Кемаля Кылычдароглу в надежде, что его приход к власти откроет двери в Турцию потоку европейских туристов, но при этом не закроет и двери для россиян. То есть прибыльный поток удвоится, а то и утроится. Это же восточная сказка. Сейчас, когда победа Эрдогана нависла как неизбежность, многие курортные зоны постараются на всякий случай обозначить движение навстречу победителю. Дескать, "в нашем районе" настроения правильные (вспоминаем незабвенного Саахова).

Еще большую прибавку Эрдоган, вероятно, получит в 11 провинциях, пострадавших от фатального февральского землетрясения. Там среди развалин проживают около 12 млн избирателей. Они уже обеспечили своим большинством лидерство Эрдогана в первом туре. Теперь эта поддержка возрастёт. Районы, оказавшиеся в зоне землетрясения, не пожелают стать последними в списке на получение обещанной Эрдоганом массированной помощи.

Что касается Кемаля Кылычдароглу, то он не сдаётся, проводит дополнительную мобилизацию в крупных европеизированных городах в центре страны. И рассчитывает на поддержку 12-миллионной общины турецких курдов. Посылая сигнал «я свой» в сторону Запада, Кылычдароглу сделал несколько заявлений, критических в отношении России. Выглядели эти внезапные выпады как искусственные и ничем не обоснованные «вставные номера». Возможно, таким образом зарабатывалась (или компенсировалась) поддержка со стороны США и атлантического сообщества. Но тема оказалась для лидера оппозиции технической и проходной.

Кылычдароглу получит во втором туре прибавку голосов, но до победы, скорее всего, не дотянет. Ситуацию для него усугубляет и то обстоятельство, что эрдогановская Партия справедливости и развития во время первого тура фактически победила на выборах в парламент, получив близко к 40% мест самостоятельно и  более  половины депутатских кресел вместе с союзными партиями. Тем самым Национальный альянс во главе с Кылычдароглу попал в ловушку: из главный лозунг состоял в том, чтобы вернуть власть парламенту и восстановить в Турции парламентскую республику вместо "имперского президентства". Как теперь быть с этим гвоздём программы? Ведь в первом туре многие голосовали не лично за Кылычдароглу, а за его обещание вернуть прежнюю Республику.

Видимо, Турция сегодня не готова к радикальному развороту, связанному со сменой правящей партии и возвратом к кемализму. Судя по раскладу сил накануне второго тура выборов, Реджеп Эрдоган получит президентскую власть ещё на пять лет, чтобы попытаться завершить свой авторский проект по превращению Турции в ещё одну великую державу.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров