Удивительный полет либеральной мысли демонстрируют в
последнее время некоторые наши законодатели, никак вроде к этому философскому
направлению не относящиеся. Причем в такой весьма чувствительной сфере, как
ношение и применение огнестрельного оружия.
Сначала рабочая группа по вопросам спецоперации под
руководством первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака предлагает
дать бойцам территориальной обороны добровольных народных дружин право на
ношение и применение оружия. В приграничных с Украиной Белгородской и Курских
областях в прошлом году началось формирование добровольческих народных дружин с
целью охраны рубежей страны. В декабре 2022 года губернатор Курской области
Роман Старовойт говорил, что с начала специальной военной операции в народные
дружины вступило более 2 тыс. человек.
Затем в интервью одному тг-каналу депутат Александр Бородай
прямо призвал подумать о вооружении граждан: «Ни для кого не секрет, что на
фронте … используются отряды заключенных. Если мы можем выпустить из тюрем лиц,
нарушивших закон и получивших за это серьезный срок и наказание, и можем
доверить им оружие для защиты родины, то почему же мы обычным гражданам
<...> не можем доверить?»
Мысль развивает инициатор закона об электронных повестках
депутат Госдумы и генерал Андрей Картаполов. «К сожалению, у нас сейчас нет
таких возможностей, как в Советском Союзе, когда вся страна по периметру
охранялась войсковыми подразделениями пограничных войск СССР. Поэтому сейчас
несколько иные способы охраны границ. Но задействовать на добровольной основе
местное население, на мой взгляд, это вполне реально и понятно. Во многих странах
это практикуется, в том числе и в бывшей просвещенной Европе, - сказал
Картаполов Ura.ru. - Важно же принципиальное решение: да или нет. То есть мы
доверяем нашему народу в части, касающейся ответственности за безопасность
наших приграничных территорий. Если доверяем, то доверяем. А дальше уже
начинает формироваться технология: какие подразделения, сколько их будет, какая
их организация».
В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, вспоминаются
прошлогодние телерепортажи о массовой раздаче из грузовиков оружия
теробороновцам на Украине, что, опять же из телекомментариев, привело там к
всплеску грабежей, убийств и насилия. Вот в недружественных США у населения
есть конституционное право на оружие – так там дня не проходит без перестрелок,
о чем нам всегда сообщает родное ТВ.
Во-вторых, как эти идеи сочетаются с действующим Законом о Государственной
границе, по которому ее охрана «является составной частью защиты
Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в
состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории,
Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной
среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации
в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации». Ни
о каком вооруженном местном населении в законе речи нет.
В-третьих, есть чисто профессиональные проблемы. Их характер
в интервью ресурсу INFOX
довольно язвительно описал эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе
Сергей Храпач: «Инициатива никак не реализуемая, видимо, направленная на хайп.
На мой взгляд, доминирующие мысли депутата Картаполова опережают процесс
познания им темы и разработку механизмов их возможной реализации, если,
конечно, до этого дойдет. Если бы Картаполов закончил профильное учебное
заведение, а не МВОКУ и Академию ГШ ВС РФ, то был бы осведомлен о наличии на
границе различных технических средств контроля за переходом государственной
границы, для работы которых требуются узконаправленные технические специалисты,
к которым дружинники не относятся»
В-четвертых, не означают ли эти инициативы государственных
мужей завуалированный намек на то, что государство снимает с себя обязанности
по обеспечению безопасности граждан и готово предоставить им самим эту почетную
обязанность? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Мысль плодотворная. А если граждане задумаются, в каких еще
сферах они могут обойтись без государства и состоящих у него на обеспечении
многочисленных чиновников? Храпач интересуется: «Возникает вопрос, может, они
сами себе и законы будут принимать. Но зачем тогда будет нужен полководец
Картаполов?»