Богомоловский тезис, строго говоря, тавтологичен
Важной и,
пожалуй, определяющей особенностью интеллигенции, русской или любой другой,
является постоянная критическая рефлексия над самой собой: кто мы такие? для
чего мы нужны? что мы делаем так, а что — не так? правильно ли мы понимаем
народ? что есть народ? какое наше отношение к власти? что же будет с Родиной и
с нами?
Этими же
вопросами задаётся и режиссёр Константин Богомолов, яркий представитель
отечественной публичной интеллигенции. В ходе своих изысканий он приходит к
выводу: очень далеки они от народа! Вывод малооригинальный, к нему приходили
многие поколения интеллигенции до Богомолова, придут и после него.
Проблема
богомоловского тезиса в том, что он, строго говоря, тавтологичен. Сама по себе
стратификация любого общества предполагает реально существующие различия внутри
социума: образовательные, экономические, функциональные, гендерные… И некий
элемент «оторванности» — это не баг, а фича интеллектуального класса. Большое
лучше видится на расстоянии, поэтому, если хотите разглядеть что-то огромное и
по-настоящему важное, вам нужно не приближаться, но — отдалиться от объекта
наблюдения.
Константин
Богомолов критикует интеллигенцию ровно за то, чем она по определению является —
и должна быть. Это примерно как ругать умных за то, что они умные («что, самый
умный?!»), а представителей той или иной религии — за то, что они отмечают
соответствующие праздники и ходят в свои храмы.
Согласно любым
статистическим данным, в первое двадцатилетие этого века граждане России — и
интеллигенция, как Богомолов, и воображаемый «глубинный народ», от имени
которого некоторые представители интеллигенции стремятся говорить, — жили
лучше, чем когда-либо ещё в зафиксированной истории. Здесь можно считать любые
параметры: от продолжительности жизни до доступа к информации, от покупательной
способности до инфраструктуры, от личной физической безопасности до возможности
получить образование…
Можно ли назвать
всё это «сладкой жизнью»? Нет, в этом словосочетании есть негативный оттенок, а
сладкое вообще вредно в больших количествах. А наши сограждане, говоря
статистически, стали жить дольше. Следовательно, это была жизнь не сладкая, а
скорее диетологически сбалансированная. И говорить об обратном, значит, идти
против любой статистики. Как и заявлять о том, что тогда была жизнь
«иллюзорная», а только сейчас нам наконец-то стала доступна «сермяжная правда
жизни». Спасибо, конечно, но нет.