ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Особому русскому» от обычного журналиста
Автор: Екатерина Винокурова, специальный корреспондент PublicO

«Особому русскому» от обычного журналиста

 

Режиссер, муж Ксении Собчак Константин Богомолов выступил в “РИА “Новости” с текстом "Диетическое горе", который, возможно, считает программным - если, конечно, в него верит.

Суть текста проста: внутри страны есть элита, которая страны не знает, а есть творческая интеллигенция, которая прислонилась к этой элите и берет у нее деньги, презирая простой народ. После начала СВО эти люди оплакивают свои доходы, свои доходы и возможность жить в лицемерии и презрении к “холопам”. И что, мол, люди, которые против СВО, оплакивают не потерянные чужие жизни, а собственное благополучие. В конце Богомолов предсказуемо призывает проститься с отжившим прошлым и через боль и кровь идти навстречу к новому советскому будущему, ни о чем не сожалея.

Сам по себе текст нет смысла анализировать: как и многие спектакли Богомолова или его сериал “Содержанки”, он перегружен деталями и искусственными попытками найти хлесткое словцо - например, в нем часто встречается слово “особняк”, как синоним “особых русских”, то есть, элиты и творческой интеллигенции. По содержанию текст запоздал и банален: “Прошлое умерло, как раньше больше не будет, мы пройдем через это все, кто сожалеет о прошлом - тот враг”, разве что обращают на себя внимание несколько прозрачных намеков на Кирилла Серебренникова, как на типичного представителя осуждаемой интеллигенции.

Перед тем, как перейти к сути претензий Богомолова, необходимо проговорить, что текст о плохих “особых русских” пишет точно такой же “особый русский”. Богомолов - такой же персонаж светской хроники, тусовок богатых и знаменитых, фигурант знаменитой “свадьбы на катафалке”, гость дорогих курортов и муж своей жены, заработавшей свои деньги, проводя корпоративы для таких же “особых русских”, как и она сама и сам Богомолов.

Более того, едва ли этот текст Богомолов писал, сидя в двухкомнатной квартире на окраине Москвы, стараясь успеть до дедлайна, чтобы осталось время поужинать с женой в недорогом ресторане и вернуться домой на такси эконом-класса. Представления Богомолова о жизни “обычного россиянина”, кстати, показаны в фильме “Содержанки”, где простая районная следователь и ее муж, школьный учитель живут в настолько шикарной квартире, что проницательные телезрители не могут не задаться вопросом, какого же размера взятки берут эти люди и как часто. Теперь Богомолов вступается за людей, о которых не имеет ни малейшего представления.

Наконец, переходим к сути. Богомолов, вероятно, судит по себе, так как нет никаких других объяснений его тезису, что искреннее сочувствие страданиям других людей попросту невозможно, в отличие от страдания по собственным деньгам. Невозможно искренне сопереживать матерям убитых, покалеченным детям, беженцу, прижимающему к груди кота, так как от дома больше ничего не осталось. Невозможно искренне скучать по уехавшим друзьям, с которыми вы, может быть, уже никогда не встретитесь. Невозможно испытывать страх, слыша визг с экрана телевизора про ядерную войну. Невозможно метаться по всему городу, пытаясь достать нужное лекарство больному родственнику. Невозможно, наконец, искренне переживать по деньгам: ведь только успели накопить на операцию отцу, как из-за санкций подняли цены.

Все эти переживания Богомолову, как действительно “особому русскому”, видимо, просто чужды. Именно эти переживания он в комсомольском порыве призывает “отринуть”, фактически отказывая людям в праве на любовь к чему бы то ни было еще, кроме как к деньгам.

И именно поэтому текст Богомолова посвящен смерти, которой автор даже пытается полюбоваться и полюбить ее, похоронить, после чего отринуть, устремиться и так далее. Такое любование «мертвечиной» с мгновенным переходом к комсомольскому задору заставляет предположить, что автор, как положено “особому русскому” то ли пишет текст в опустевшем особняке, призывая друзей вернуться, чтобы не пить шампанское в одиночестве, то ли таким далеко не экзотичным образом подает заявку на освободившиеся государственные гранты и щедрое подаяние от “особых русских”.

И сейчас, прошу прощения, мне придется, выбиваясь из шаблонов, перейти на личности. Если серьезно, Константин, то знаете, я вот ни разу не “особая русская”, в отличие, кстати, от Вас. В отличие от Вас, мои банковские счета настолько невелики, что и оплакивать там, если что, нечего.

Потому что я не пишу о мертвечине и не призываю “похоронить, оплакать и забыть”. Потому что за последние полтора года я видела реальные похороны своих реальных знакомых, в том числе, тех, кто до последнего момента жил обычной мирной жизнью. А еще похоронили нескольких моих знакомых, у кого не выдержало сердце - от сочувствия и сопереживания чужим жизням и смертям.

В отличие от Вас, я не пила дорогое шампанское по особнякам с другими “особыми русскими”, а 8 лет старалась помогать людям на Донбассе, сочувствуя их трагедии. Именно поэтому я точно так же сочувствую уже другим детям, которые тоже проснулись от звука падающих бомб.

В отличие от Вас, предвкушающего запахи и цвета нового мира, в котором нет места плакальщикам, я знаю, что тот ежедневный ужас от крови и смерти, который я испытываю сейчас, я не смогу забыть никогда. И знаю, что его нельзя забывать.

Когда-нибудь потом те, кто выживут, безусловно, будут смеяться, пить шампанское, танцевать, влюбляться.

В отличие от Вас, Константин, мы будем помнить и тех, кто уже никогда не придет навстречу. Кто погиб, кто пропал без вести, кто оскотинился, кто доносил, кто стал жертвой, кто уехал и не вернется и с кем разошлись пути.

А пока Вы призываете нас отринуть прошлое и жить, и радоваться будущему, мы, “не особые”, “недорогие” россияне продолжим шептать свою простую молитву:

“Пусть все закончится миром. И пусть как можно больше людей доживет до окончания”.

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров