Сама эта дихотомия звучит навязанным образом
Сразу легко
сказать, что не согласен, поскольку этот разговор имел бы хоть какой-то смысл (понятно,
что это про определение политической позиции, это про лозунги, про оценки), если
бы цели специальной военной операции были каким-то внятным образом определены, заявлены
и повторялись. Тогда можно было бы говорить, что есть одна позиция про принятие,
про трудности, ради чего — и дальше следует перечень — в надежде достигнуть
этого. А есть позиция противоположной стороны (если выбирать такой бинарное
размежевание) — как раз в отказе приносить жертвы ради этих целей, причём
зачастую разделяя эти цели, но считая, что это того не стоит. В конце концов, это
позиция отказа от борьбы, позиция сдачи.
В данной ситуации
сама эта дихотомия звучит навязанным образом. Она получается своего рода
выбором между условной «партией мира» и «партией войны». «Партия войны» — это
партия, выступающая за войну как войну? Не очень понятно. Тогда получается, что
«партия сладкой жизни» против «партии героической смерти» как некой
самоценности?
Войны всегда
ведутся ради мира, в этом их смысл, если не брать совсем специфический
героически нарратив — история про войну как таковую, как момент подлинности или
ещё какой-нибудь такой романтическим мусор. Если оставить это в стороне, тогда возникает
вопрос о «партии войны»: эта партия стремится к чему? И тут сразу можно увидеть
всю неоднородность.
Более того, истории
про «партию мира» как «партию сладкой жизни» зачастую разворачиваются как раз
наоборот. Стоит отметить, что у любой войны всегда есть масса выгодоприобретателей.
Точно так же, как стремление к миру может быть стремлением с пониманием жертв,
издержек, тягот, которые понесёт мир. Но также оно может быть с осознанием, с
занятием отчётливой позиции, что несмотря на все жертвы и потери, которые
приносит война, мир всё-таки является благом.