ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Игорь Кастюкевич
Игорь Кастюкевич
02 июнь 2023

Индивидуальные образовательные траектории — не просто модный тренд, а самые истоки образования

Индивидуальные образовательные траектории — не просто модный тренд, а самые истоки образования. «Выберите себе работу по душе и вам не придется работать и одного дня в своей жизни», - говорил Конфуций. 

Но чтобы привить эту идею в современные вузы, нужны серьезные цифровые платформы. Процесс потребует скрупулёзного подхода и тысяч индивидуальных расписаний.  Но самое, нужны условия для субъектности студента, а эта задача куда сложнее.

Классические образовательные программы предусматривают расписание на группу. При системе ИОТ программа разделится на десятки разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить целым набором учебного материала в разных форматах, а студентам понадобятся наставники.

Но если мы хотим, чтобы наше образование не только было одним из лучших в мире, но и максимально результативным по отношению к раскрытию индивидуальных возможностей каждого студента, а также гибко подстраивалось под существующие реалии, то без формирования мультидисциплинарной обучающей среды не обойтись.

Вместе с тем не уверен, что индивидуальные образовательные траектории удастся внедрить во всех без исключения вузах страны. Учитывая тот факт, что это довольно хлопотно и все такие еще довольно большое количество молодежи, которым ближе стандартные подходы к получению высшего образования.

Результат обучения в вузе зависит не только из возможностей, которые университет предоставляет студенту, но и от вовлечённости и усилий самого учащегося. Если студенту «скучно», то ждать результативности от него не стоит. Более того, разочарованность может наступить не только от обучения, но и от будущей профессии. Отсюда - частая смена специализаций у молодежи. Учился на юриста, хотел быть врачом, закончил курсы массажа, а работает журналистом.

Индивидуальные образовательные траектории могут успешно решить эту проблему, предлагая молодым людям вместо стандартного «образовательного тоннеля» интересный именно им путь.

Правда, этот путь потребует от студентов развивать в себе соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе о себе, умение критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Зато результатом станет то, что призвание, профессия и вуз будут выбраны осознанно.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров