Индивидуальные образовательные траектории — не просто модный тренд, а самые истоки образования
Индивидуальные образовательные траектории — не просто модный тренд, а самые истоки образования. «Выберите себе работу по душе и вам не придется работать и одного дня в своей жизни», - говорил Конфуций.
Но чтобы привить эту идею в современные вузы, нужны
серьезные цифровые платформы. Процесс потребует скрупулёзного подхода и тысяч
индивидуальных расписаний. Но самое, нужны условия для субъектности
студента, а эта задача куда сложнее.
Классические образовательные программы предусматривают
расписание на группу. При системе ИОТ программа разделится на десятки
разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить целым набором
учебного материала в разных форматах, а студентам понадобятся
наставники.
Но если мы
хотим, чтобы наше образование не только было одним из лучших в мире, но и
максимально результативным по отношению к раскрытию индивидуальных возможностей
каждого студента, а также гибко подстраивалось под существующие реалии, то без
формирования мультидисциплинарной обучающей среды не обойтись.
Вместе с тем не уверен,
что индивидуальные образовательные траектории удастся внедрить во всех без
исключения вузах страны. Учитывая тот факт, что это довольно хлопотно и все
такие еще довольно большое количество молодежи, которым ближе стандартные подходы
к получению высшего образования.
Результат обучения в вузе зависит
не только из возможностей, которые университет предоставляет
студенту, но и от вовлечённости и усилий самого учащегося. Если
студенту «скучно», то ждать результативности от него не стоит. Более того,
разочарованность может наступить не только от обучения, но и от будущей
профессии. Отсюда - частая смена специализаций у молодежи. Учился на юриста,
хотел быть врачом, закончил курсы массажа, а работает журналистом.
Индивидуальные образовательные
траектории могут успешно решить эту проблему, предлагая молодым людям вместо стандартного
«образовательного тоннеля» интересный именно им путь.
Правда, этот путь
потребует от студентов развивать в себе соответствующие качества и навыки:
интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе
о себе, умение критически мыслить, принимать решения и нести
за них ответственность. Зато результатом станет то, что призвание,
профессия и вуз будут выбраны осознанно.