Оторванное от специальности образование по учебникам будет отставать от развития экономики и социальной жизни
Персонализация образования как ключевой
тренд зафиксирована в Концепции устойчивого развития ООН, причём в ней даже
говорится о революционном обновлении образования через персонализацию. Что под
этим подразумевается? При сохранении обязательной части этой программы
значительная часть — по выбору самого студента — формируется такая
индивидуальная модель образовательных достижений для того, чтобы студент уже
смог построить свою собственную образовательную программу в университете.
Конечно, значительное внимание этому
должно быть уделено в школе. Факультативы, курсы по выбору, дополнительные
образования — всё это должно позволить школьнику разобраться в себе, выбрать
то, что интересно, иметь возможность смены своего выбора. Не случайно мы всё-таки
добились, что в Законе о социальных услугах теперь есть и дополнительное
образование, и социальный сертификат, за счёт которого оплачивается этот трек и
его выбор за счет бюджета государства.
И практика, и включение специальных
курсов от будущего работодателей, и участие в проектах для работодателя (многие
работодатели создают базовые кафедры и реализуют исследования в вузах) будут,
конечно, помогать сформировать кадры под себя. Не вообще выпускать на рынок
людей с базовым высшим образованием, а выпускать специалистов под современные и
даже перспективные потребности.
Вряд ли подобное получится, если нет
партнёрства вуза хотя бы с одним, а даже лучше с широким кругом крупных и
средних работодателей, где действительно есть совместные проекты, разработки и
исследования. Это не просто профориентация, а буквально профессиональная
практика уже с начальных курсов, а со второго-третьего обязательно на площадках
таких работодателей.
Кроме этого, я считаю очень хорошей
инициативой не только бизнес-инкубаторы, а и акселераторы, которые позволяют
реализовать и предпринимательскую инициативу студентов, продвинуть проект,
реально представить советам возможных инвесторов, которые могли бы сделать это
востребованным.
Без всех этих мер оторванное от специальности
образование по учебникам точно будет отставать от того, как развивается
экономика и социальная сфера.