ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Иосиф Дискин
Иосиф Дискин
02 июнь 2023

Люди, поступая в ВУЗ и выбирая специальность, имеют о ней отдалённое представление

Идея индивидуальных образовательных траекторий имеет под собой основание, но главный недостаток — то, что это ведомственная попытка решить большую социальную проблему. Прежде всего, люди, которые выбирают специальность, поступая в институт, имеют о ней очень отдалённое представление. Нет осознанного выбора, связанного с пониманием последствий предстоящей работы.

И эту проблему нужно решать таким образом, чтобы абитуриенты уже имели представление о специфике и часто тяготах той деятельности, которую они выбирают. Как это можно делать? Через участие в волонтёрской и добровольческой деятельности.

Те, кто хочет заниматься правоохранительной деятельностью, могут попробовать себя в добровольных дружинах и посмотреть, каково живётся полицейским, как они работают. Те, кто хочет заниматься последующим педагогическим образованием, могут прийти в школы, аналогичная ситуация с медиками: есть много видов добровольческой деятельности, которая позволяет познакомиться с будущей профессией. Должен действовать принцип, что участие в добровольческой волонтёрской деятельности даёт дополнительные баллы к ЕГЭ, как их даёт участие в олимпиадах и так далее. Тогда появится стимул и понимание, не будет разочарования в ходе учёбы.

Часто выбирают вуз в соответствии просто с простым соображением, на что хватит баллов ЕГЭ. Есть проходной балл, нет проходного балла — выбирают то, что попроще, и идут неважно куда: корочку получу, а потом будем разбираться. Система поменялась. бакалавриат 4 года, и, на мой взгляд, надо после двух курсов вводить развилку: можешь ты соответствовать требованиям — хорошо, но если ты не можешь соответствовать требованиям профессии, надо предоставить как раз индивидуальный трек. Это может быть колледж или что-то ещё, другая специальность, но с тем, чтобы не получать на выходе людей, которые точно не готовы к качественной деятельности по специальности.

Действительно, индивидуальные образовательные треки — штука правильная. Но их нужно интегрировать с системой взаимодействия с теми предприятиями, институтами и так далее, где возможно будет работать будущий выпускник. Необходимы стажировки, оценки по этой стажировке должны включаться в итоговые оценки, и таким образом, должна быть обратная связь между уровнем подготовки будущего специалиста и требованиям к новой специальности.

Насколько готова к этому образовательная система? В данный момент не очень, но вполне может быть подготовлена. Крайне важно определить, на что готовят специалистов, если на исследовательскую и конструкторскую работу, тогда это один уровень квалификации. Если на уровень технологического обеспечения существующих процессов, это другие требования. В этих требованиях можно уже учить не столько науке, сколько существующим технологическим процессам. Важно привлечение в вуз людей, которые этим профессионально занимаются.

Преподавательских часов и на преподавателей не хватает, а отдавать эти часы на сторону, значит, сокращать преподавателей. Но это нужно понимать и выбирать, что важнее: уровень подготовки специалистов, их адаптации к будущим профессиям, либо внутриведомственные проблемы.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров