Люди, поступая в ВУЗ и выбирая специальность, имеют о ней отдалённое представление
Идея индивидуальных образовательных
траекторий имеет под собой основание, но главный недостаток — то, что это
ведомственная попытка решить большую социальную проблему. Прежде всего, люди,
которые выбирают специальность, поступая в институт, имеют о ней очень
отдалённое представление. Нет осознанного выбора, связанного с пониманием
последствий предстоящей работы.
И эту проблему нужно решать таким
образом, чтобы абитуриенты уже имели представление о специфике и часто тяготах
той деятельности, которую они выбирают. Как это можно делать? Через участие в
волонтёрской и добровольческой деятельности.
Те, кто хочет заниматься
правоохранительной деятельностью, могут попробовать себя в добровольных
дружинах и посмотреть, каково живётся полицейским, как они работают. Те, кто
хочет заниматься последующим педагогическим образованием, могут прийти в школы,
аналогичная ситуация с медиками: есть много видов добровольческой деятельности,
которая позволяет познакомиться с будущей профессией. Должен действовать
принцип, что участие в добровольческой волонтёрской деятельности даёт
дополнительные баллы к ЕГЭ, как их даёт участие в олимпиадах и так далее. Тогда
появится стимул и понимание, не будет разочарования в ходе учёбы.
Часто выбирают вуз в соответствии
просто с простым соображением, на что хватит баллов ЕГЭ. Есть проходной балл,
нет проходного балла — выбирают то, что попроще, и идут неважно куда: корочку
получу, а потом будем разбираться. Система поменялась. бакалавриат 4 года, и,
на мой взгляд, надо после двух курсов вводить развилку: можешь ты
соответствовать требованиям — хорошо, но если ты не можешь соответствовать
требованиям профессии, надо предоставить как раз индивидуальный трек. Это может
быть колледж или что-то ещё, другая специальность, но с тем, чтобы не получать
на выходе людей, которые точно не готовы к качественной деятельности по
специальности.
Действительно, индивидуальные
образовательные треки — штука правильная. Но их нужно интегрировать с системой
взаимодействия с теми предприятиями, институтами и так далее, где возможно
будет работать будущий выпускник. Необходимы стажировки, оценки по этой
стажировке должны включаться в итоговые оценки, и таким образом, должна быть
обратная связь между уровнем подготовки будущего специалиста и требованиям к
новой специальности.
Насколько готова к этому
образовательная система? В данный момент не очень, но вполне может быть
подготовлена. Крайне важно определить, на что готовят специалистов, если на
исследовательскую и конструкторскую работу, тогда это один уровень
квалификации. Если на уровень технологического обеспечения существующих
процессов, это другие требования. В этих требованиях можно уже учить не столько
науке, сколько существующим технологическим процессам. Важно привлечение в вуз
людей, которые этим профессионально занимаются.
Преподавательских часов и на
преподавателей не хватает, а отдавать эти часы на сторону, значит, сокращать
преподавателей. Но это нужно понимать и выбирать, что важнее: уровень
подготовки специалистов, их адаптации к будущим профессиям, либо
внутриведомственные проблемы.