ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Кризисы высшего образования и ИОТ
Дмитрий Журавлев
Дмитрий Журавлев
02 июнь 2023

Индивидуальные образовательные траектории предполагают подгонку под конкретную задачу

Индивидуальные образовательные траектории предполагают подгонку под конкретную задачу. Например, несколько крупных концертов, в основном государственных, давно пользуются этим методом, что называется, «заказывают» специалистов: надо, чтобы таких знаний было больше, а таких меньше. Так работает Роснефть, Газпром. Для этого у них собственные кафедры, отделения и факультеты в разных вузах.

Что касается подготовки специалистов в более широком смысле, массово, то в принципе, это возможно. Но есть ли заказчик под это? Мы сделали образование частью рынка, следовательно, образование будет делать только то, что от него просит рынок. Но рынок не просит ничего. Если мы не берём опять же очень крупные государственные фирмы, то основная позиция работодателя проста и незамысловата: мы ни за что платить не будем, потому что выпускник и так к нам придёт, ему больше идти некуда. Мы его получим бесплатно, а то, что его образовательная позиция будет не очень точно совпадать с нашими потребностями, так всегда была актуальна схема «забудьте всё, чему вас учили в институте — мы вас научим заново».

Теоретически, товар вуза — его выпускник, но реальный его товар — это абитуриент. Вузы живут за счёт платных студентов, которые платят за мечту, за поле чудес, где они посеют свои пять золотых. Поэтому у нас так популярны факультеты международных отношений в региональных вузах. Но дипломаты на уровне среднероссийского города не просматриваются в принципе. В государственном вузе создается факультет международных отношений затем, что родителям хочется, чтобы их дети были дипломатами, и они готовы за это платить. За то, чтобы их дети были инженерами, как сами родители, они платить не готовы, они знают, как это тяжело и экономически невыгодно.

И создаются эти поля чудес вместо рынка образовательных услуг. Если бы предприятия платили за любого, может быть, что-то и получилось бы. Но с другой стороны, тогда они вообще никого на работу брать не будут для экономии.

Логика рынка, превращения образования в сферу услуг, работает плохо в наших российских реалиях. Рынок мечты? Да. Рынок квалифицированного труда? Нет. Индивидуальные образовательные траектории — это вопрос крупных компаний: там, где много денег, там, где специалист важнее, они сэкономят на хорошем специалисте больше, чем потратят на его оплату. Но это касается Роснефти, Газпрома и ещё только трёх-четырёх компаний.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров